Аналітика: Як українська митниця прагне "прищучити" контрабандистів та мінімізаторів
(мовою оригіналу) Чтобы вывести на чистую воду минимизаторов, таможенники заставят всех импортеров пересмотреть привычные схемы поставки товаров
Гостаможслужба активно ищет возможность нарастить сбор налогов, чтобы справиться с повышенными планами.
Едва успели просохнуть чернила подписи главы государства под новым Таможенным кодексом, как ведомство Игоря Калетника готово предложить к нему свои правки.
В распоряжении "ДС" оказались три законопроекта, которые уже отправлены на согласование в Министерство финансов. Поскольку для власти наполнение казны — задача номер один, документы долго у чиновников не залежатся и уже летом могут быть рассмотрены парламентом. А это сулит бизнесу новые поборы на границе.
Посредникам не беспокоиться
Официальной причиной пересмотра таможенного законодательства стало желание ГТСУ прищучить контрабандистов и минимизаторов, детенизировать импортные потоки и защитить добросовестных предпринимателей от нечистых на руку конкурентов.
С этой целью таможенники предлагают ограничить число посредников при проведении внешнеэкономических операций.
Эту инициативу в главном таможенном ведомстве объясняют так: в последнее время фиксируется значительное увеличение случаев, когда поставщики намеренно скрывают и занижают реальную таможенную стоимость товаров путем заключения фиктивных контрактов с оффшорными посредниками.
Чтобы прикрыть эти схемы и предотвратить вывод средств в налоговые гавани, таможенники предлагают законодательно закрепить понятие "прямой внешнеэкономический договор".
Статус такого контракта получат только договоры непосредственно с производителем. Определять таможенную стоимость по цене сделки (а это самый приемлемый метод для предпринимателей, поскольку в данном случае инспекторы не завышают индикативную цену для расчета налогов) будут в первую очередь для товаров, ввозимых по таким прямым договорам.
"Конечно, мы не исключаем, что посредники смогут также оформлять товары по цене, указанной в контракте. Но только после более тщательной проверки", — уточняет глава ГТСУ Игорь Калетник.
По оценкам его подопечных, с начала года доля посреднических контрактов в общем объеме импорта составила 64% в разрезе стоимости (и более 75% по физическим объемам поставки).
Это значит, что в случае внедрения новаций цены на львиную долю ввозимых товаров будут корректироваться инспекторами (их начнут приравнивать к ценам из известной своей непредсказуемостью базы данных ведомства). Результатом станет удорожание импорта, поскольку предприниматели переложат дополнительные расходы на потребителей.
"Многие крупные импортеры исторически имеют схему поставок через посредника — компанию, основным заданием которой является логистика: сбор товаров по всему миру, их маркировка и группирование. Предложенные нововведения, вероятнее всего, заставят именно легальных импортеров задуматься о смене торговой модели", — считает юрист МЮФ Salans Виктория Фоменко.
Если речь идет о крупных корпорациях, при прямой поставке расходы производителя на отгрузку и доставку могут оказаться значительно выше, чем при поставках через сбытовые структуры. А если организация доставки ляжет на покупателя, расходы будут еще выше.
"Ограничения по работе с дилерами и дистрибьюторами (они же и есть посредники) являются нарушением наших обязательств перед ВТО. А это может быть чревато санкциями со стороны тех стран, интересы которых эти посредники представляют", — добавляет юрист ЮФ Felix Оксана Кобзар.
Игорь Калетник не верит в подобные страшилки и уверяет, что многие крупные компании уже перешли на прямые контракты с производителями, чтобы избежать проблем с оформлением и непредвиденных доначислений налогов.
Еще одна инициатива по контролю за посредническими операциями — отслеживание неоплаченных таможенных деклараций.
"Одна из распространенных схем минимизации таможенных платежей заключается в следующем: импортер в действительности закупает товар напрямую, а по документам — у оффшорного посредника. Поставщику неофициально выплачивается полная стоимость товарной партии, а налоги платятся с декларации, предоставленной оффшорным посредником, в которой фигурируют значительно меньшие суммы. Но сам контракт между посредником и получателем товара не выполняется. Теперь мы будем просить: покажите, что проплата действительно имела место", — говорит Игорь Калетник.
Чтобы уменьшить число фиктивных посредников, в ведомстве предлагают внести изменения в Закон "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" и установить предельные сроки оплаты импортных товаров, ввозимых не по прямым договорам, — до 180 дней (сейчас такие сроки не оговорены законодательно).
Подтвердить превышение этих сроков по объективным причинам предприятие сможет, лишь получив соответствующее заключение в Минэкономразвития. Если такая справка отсутствует, взимается пеня в пользу поставщика за каждый день просрочки в размере 0,3% от стоимости неоплаченного товара.
По сути, это рушит характерную для любого бизнеса схему отсрочки платежа, что является конкурентным преимуществом для многих поставщиков, а не свидетельством недобросовестности покупателей.
И приведет к череде проблем, например, в случае если после 100%-ной вынужденной предоплаты товар или услуга окажутся некачественными.
Марки тоже наклеены
Чтобы предотвратить незаконный ввоз товаров, Гостаможслужба предлагает внедрить усиленный контроль за реализацией импорта в рознице. Для этого каждую точку продажи обяжут обзавестись копией таможенной декларации, на основании которой эти товары были ввезены.
Согласно разработанным ГТСУ изменениям в Закон "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" на магазин или супермаркет, нарушившие это правило, будут налагаться штрафы в размере двойной стоимости товара.
Если копию сделать невозможно, ознакомиться с документом можно будет, считав QR-код, нанесенный на специальную марку. Такая марка клеится либо на каждой единице импортного товара, либо на его упаковке.
"Стоимость такой марки будет минимальной. Ее подлинность можно будет проверить с помощью обычного мобильного телефона. Если код не ведет на копию декларации, значит, он поддельный", — поясняет г-н Калетник. Наклеивать марки будут уже после окончания таможенного оформления.
Каким образом система маркировки и выдачи копий таможенных деклараций сможет обезопасить конечных покупателей — непонятно, зато вполне очевидно, что новая система станет дополнительной выкачкой средств из бизнеса.
"Многие мелкие предприниматели закупают товар для реализации в гипермаркетах. Выходит, на кассе им будут выдавать в придачу пачку грузовых таможенных деклараций. Далее: как из декларации будет видно, что реализатор — последний субъект в цепи, продает именно тот товар, который указан в документе? Ведь имя последнего покупателя там не фигурирует, по описанию точно идентифицировать товар можно в редких случаях. Рынок торговли фальшивыми декларациями и марками со QR-кодами расцветет, как сейчас процветают продавцы документов на импортный товар", — отмечает Оксана Кобзар.
Кроме того, непонятно, за чей счет будет осуществляться маркировка. Во сколько, к примеру, обойдется конечному потребителю система, которая позволит изготовить такие марки со штрих-кодом для разных товаров? Об этом таможенники предпочитают пока не говорить.
Их главная задача — максимально усложнить процедуры ввоза товаров. Ведь там, где больше сложностей, увеличивается и риск допустить ошибку. И каждую такую ошибку бизнесу придется щедро оплачивать в виде штрафов.
www.depo.ua
admin
Коментарі :
Додати коментар