Нардеп Павло Балога (кандидат у ВР від Блока Петра Порошенка) НЕ ГОЛОСУВАВ проти корупції!

admin 01.10.2014 12:02 ПОЛІТИКА

Дякуємо за злив інформації: як і куди депутати спустили боротьбу з корупцією


16 сентября, после тяжелого и спорного голосования по особому правовому статусу ряда территорий Донбасса, Рада совершила маленькое чудо – приняла долгожданный закон о люстрации. Увы, фанфары заглушили неудачу на другом направлении – парламент параллельно похоронил все инициативы о создании новых органов по борьбе с коррупцией.
А вот это уже трагично.
Отклоненные документы поручали создать специальный следственный орган – Антикоррупционное бюро, предназначенное исключительно на расследования коррупционных преступлений в госсекторе.
Существовало несколько версий законопроекта, различающихся фактической подведомственностью Бюро – президент или кабмин; численностью штата; возможностью расследовать преступления в частном секторе и так далее. В последнем законопроекте, поданном в парламент президентом и успешно проваленным Радой, АКБ – это организация на 700 человек, главу которой назначает президент и которая, фактически, занимается лишь ТОП-чиновниками и госслужащими.
Закон, безусловно, не был совершенен – последняя его версия, пожалуй, слишком расширяла полномочия президента в отрасли борьбы с коррупцией, которая все-таки не совсем соответствует его конституционному профилю. Однако отсутствие этого закона – и соответствующего органа – делало и делает несовершенной всю украинскую государственную систему. На что уже неоднократно намекали западные партнеры.
Пожалуй, этот закон был даже важнее закона о люстрации. В первую очередь, потому, что он конкретнее и быстрее.
Если люстрационный законопроект намечает очень масштабный план действий, фактическое исполнение которых можно затянуть на годы – и честно парировать, что у всех так: например, в Польше люстрация уже десятилетиями идет – то план создания Бюро был выписан четче и требовал намного меньших усилий для своего воплощения.
Дело – только за политической волей и парой месяцев времени.
Более того, скорейшее принятие этого документа в формулировке "законодавчі пропозиції стосовно незалежного антикорупційного органу" было одним из требований Евросоюза для выделения Украине дальнейших траншей финансовой помощи общим объемом около 1 миллиарда евро.
Проще говоря, реальный орган борьбы с коррупцией, деятельность которого можно отслеживать и оценивать, с которым можно сотрудничать – одно из проявлений "приличного поведения", необходимое для дальнейшего сближения Украины и ЕС. И просто для того, чтобы дали денег.
Итак, что же произошло в парламенте?
Развитие событий
Если вкратце – триумф тихого, но беспощадного саботажа.
Сначала ничего не предвещало беды.
Спикер Александр Турчинов, министр юстиции Павел Петренко и глава профильного комитета Виктор Чумак доступно пояснили народным избранникам важность законопроекта. В его защиту торжественно высказались Павел Розенко, УДАР, Олег Осуховский, "Свобода", и Андрей Кожемякин из "Батькивщины" – все пообещали полную поддержку со стороны своих сил. От внефракционных в пользу необходимости создания бюро высказался Николай Рудьковский.
Для того чтобы проголосовать последнюю версию закона, необходимо было отклонить два предыдущих его варианта. По предложению Турчинова это было проделано, после чего в сессии был объявлен перерыв. За этот перерыв профильный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Виктора Чумака успел рассмотреть и одобрить поданный президентом законопроект.
Все шло по плану.
После перерыва закон представил представитель президента в Раде Руслан Князевич. Но к этому моменту уже появились заметные поводы нервничать. Часть депутатов просто покинула Раду.
Два ключевых закона – о борьбе с коррупцией и о люстрации – повисли в воздухе. Первая попытка включить антикоррупционный закон в повестку дня набрала лишь 201 голос. С третьего раза, впрочем, получилось, хоть и с минимальным перевесом – 226. Однако тут фокус внимания присутствующих сместился на люстрационный законопроект.
Итог – две попытки проголосовать закон об Антикоррупционном бюро. Обе провалены. Максимум – 218 голосов.
Показательно, что буквально за пару минут до этого для закона о люстрации нашелся 231. Очевидно, что речь шла не об отсутствующих. Просто ряд лиц решил не поддерживать создание антикоррупционного органа. Не объяснив эту позицию публично.
Пионер, ты в ответе за все
Александр Турчинов обещал выследить всех, кто "завалил" законопроект, и опубликовать их имена в "Голосе Украины". Здесь, конечно, не "Голос Украины", но нам тоже было интересно.
Понять, кому именно нужно сказать "спасибо" за провал, помогает сопоставление двух голосований – за закон о люстрации, успешно набравший 231 голос, и за возвращение к рассмотрению антикоррупционного закона, пролетевшее с 218-ю голосами. Разница между голосованиями – две минуты.
Открывается замечательная картина, представленная в инфографике ниже.


Из мажоритарщиков, не поддержавших законопроект, и чьи фамилии на слуху, "знакомее" других Павел Балога, младший брат Виктора Балоги. Ныне он, при фактической поддержке Блока Петра Порошенко, идет мажоритарщиком по Закарпатью – и, очевидно, проходит. Отметим плюрализм мнений в семье Балог: его старший и более известный брат законопроект поддержал.
"Самый богатый ударовец, после Кличко", по официальным декларациям, Валерий Ищенко, – ныне 37 номер в избирательном списке Блока Петра Порошенко – чуть было не стал живым примером нарушения партийного обещания отдать за проект все голоса, что есть в зале. Однако позже подал заявление на имя Турчинова, попросив считать его голос голосом "за".
Присутствует в списке и Владимир Зубик – бизнесмен, в свое время оперативно перешедший из БЮТ в ПР, а позднее из ПР сначала в "Суверенную европейскую Украину", а после во внефракционную неприкаянность. Среди прочего, Владимир Владимирович известен тем, что ухитрился подать печально известный закон "Об основах языковой политики", не присутствуя в зале. В контексте коррупции его имя часто связывали с "Ливелой" – компанией-"прокладкой" на рынке нефтепродуктов, нанесшей госбюджету убытков на, ни много ни мало, 3 миллиарда гривен.
Есть в нем и Игорь Палица, "посол Коломойского в парламенте" и, по совместительству – именно так, "по совместительству" – губернатор Одесской области. Не возьмемся, впрочем, утверждать, что Палица лично присутствовал в парламенте. Но его карточка была на первом голосовании. И отсутствовала на втором.
Особенно "мило" смотрится неголосование за Антикоррупционное бюро Сергея Кацубы – единственного из "Суверенной европейской Украины". Фамилии Кацуб – это небольшой клан, два брата и отец – фигурируют в, пожалуй, крупнейшем коррупционном скандале последних лет – закупке так называемых "вышек Бойко", буровых платформ для Черноморнефтегаза. Брат депутата, Александр Кацуба, до недавних пор был его замглавы.
И опять, как и в случае Балог – похвальный плюрализм мнений в семье! Отец голосует и за люстрацию, и за борьбу с коррупцией, сын же сразу после голосования по люстрации куда-то пропадает. Возможно, с честью самолюстрируется на упреждение.
А вот экс-регионал Александр Онищенко известен широкой общественности чуть меньше. В основном, тем, что, будучи депутатом облсовета Киевщины и баллотируясь в Раду по одному из местных округов, сумел не только накормить избирателей продуктовым наборами, но и притащить в славный город Кагарлык целого Жана Клода ван Дамма. Более узкой общественности он также известен как бизнесмен-энергетик, связанный с группой Дмитрия Фирташа, а также как человек, которого медиа ранее связывали с бандой "Киселя".
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть целый отряд парламентских штыков "Батькивщины" – Руслана Богдана, Елену Колганову, Степана Курпиля, Александра Чубатенко, Владимира Шульгу, Елену Кондратюк и Ирину Купрейчик.
Все они, кроме Курпиля, вновь идут на выборы – большинство по списку Батькивщины, а Шульга и Купрейчик – мажоритарщиками "Народного фронта". Характерно, что если бы все эти представители фракции "Батькивщины" проголосовали – напомним, как минимум за голоса членов партии "Батькивщина" ручался Андрей Кожемякин – до прохождения закона остался бы всего лишь один голос.
Как еще можно выкрутиться
Все вышеперечисленное, конечно, очень печально, но делать что-то надо.
Создание АКБ – прямой и насущный интерес Украины. Тут не отвертишься.
Можно спорить о том, какие из предложенных законопроектов были лучше, но откладывание этой инициативы в долгий ящик чревато тем, что борьба с коррупцией останется там же, где была все предыдущие годы.
Вариантов действий, впрочем, осталось немного. Многое зависит как от депутатов, так и от президента, уже успевшего несколько раз публично заявить, что держит вопрос на личном контроле.
Формально у Рады остался один, завершающий сессионный день – 14 октября. На который еще и ряд нардепов просто не явится – у них округа, которые надо окучивать. Провести все процедуры, включая переподачу законопроекта под другим номером, рассмотрение в комитете и голосование…
Не то чтобы это невозможно, но неизбежно придется игнорировать регламент. А создавать Антикоррупционное бюро с нарушением закона как-то даже слишком по-украински.
К счастью, есть и иные варианты. Но ни один из них не прост и не безупречен.
Во-первых, возможен вариант внеочередной сессии парламента, посвященной именно этому законопроекту, на которой законопроект будет чинно, красиво и полноценно представлен – как вариант, премьер-министром, как формальным автором законопроекта; депутаты его обсудят и примут какое-то решение.
Это – самый цивилизованный из способов и наименее осуществимый в практической реализации. Поскольку требует не только переубедить сомневающихся, но и собрать депутатов в зале в разгар предвыборной кампании. Такая задача представляла бы определенную сложность даже для связки Клюев-Янукович, а Порошенко и Яценюк, как показывает практика, свои штыки контролируют значительно хуже.
Тем не менее, похоже, именно этот вариант принят за основной: Арсений Яценюк попросил Александра Турчинова созвать такое внеочередное заседание на 7 октября. Посмотрим, как выйдет – и сколько народных избранников проголосуют "против" ногами.
Во-вторых, возможен вариант депутатского покаяния. Вариант решения, при котором ряд депутатов сам обратится к спикеру с просьбой вновь поставить антикоррупционные инициативы на голосование с аргументацией от "простите, дяденька, осознали вину перед Родиной", до "а у меня как-то карточка не сработала".
Украинский парламентаризм такие прецеденты знает. Но, опять-таки, нужны гарантии, что будет достаточное количество голосов.
Наконец, в-третьих, возможен вариант временного отступления. Для этого президент должен, во-первых, уговорить европейских партнеров повременить с оценкой исполнения этого условия. Во-вторых, сформировать большинство по итогам парламентских выборов. И, в-третьих, заставить его проголосовать нужный законопроект.
Минус этого способа – теряется драгоценное время. С таким успехом ввести закон в действие можно будет не раньше середины ноября. Следовательно, само АКБ, учитывая время, необходимое на его фактическое формирование, заработает ближе к весне 2015-го года, и то при условии, что выборы его директора не превратятся в многосерийную эпопею, чего тоже, в принципе, совсем исключать нельзя.
Показательно, что в такую неудобную позу украинское руководство поставило и себя и страну самостоятельно.
Вина лежит и на депутатах-саботажниках, и на временно объединившейся тройке премьера, президента и спикера, продавивших в тот день и закон об особом правовом статусе территорий Донбасса, и закон о люстрации, но не сумевших настоять на создании АКБ.
Теперь, если они действительно намерены что-то делать в этом направлении – им придется потрудиться намного серьезнее.
Памятуя, что это попросту необходимо для страны.
Виктор Трегубов, специально для УП

www.pravda.com.ua

admin

Коментарі :


01.10.2014 12:10 русинканя

ко би ся сумнівав


 

 

 

Погода

ПОЛІТИКА

Оголошення

Архів новин

Липень
Січень
Лютий
Березень
Квітень
Травень
Червень
Липень
Серпень
Вересень
Жовтень
Листопад
Грудень
2025
1950
1951
1952
1953
1954
1955
1956
1957
1958
1959
1960
1961
1962
1963
1964
1965
1966
1967
1968
1969
1970
1971
1972
1973
1974
1975
1976
1977
1978
1979
1980
1981
1982
1983
1984
1985
1986
1987
1988
1989
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025
2026
2027
2028
2029
2030
2031
2032
2033
2034
2035
2036
2037
2038
2039
2040
2041
2042
2043
2044
2045
2046
2047
2048
2049
2050
НдлПндВтрСрдЧтвПтнСбт
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00

Влада

Чи влаштовує вас влада в Україні?


Влаштовує
Не влаштовує
Мені однаково


Голосувати/результат