Ужгород: Дівчата, культура, художники, контрабанда та Енді Воргол

admin 19.01.2017 20:00 НОВИНИ ПАРТНЕРІВ

Дівчата, культура, художники, контрабанда та Енді Воргол: Ужгород очима одеського блогера (далі — мовою оригіналу)


1. Впервые мы попали в Ужгород лишь прошлым летом, и то – на один вечер. Ехали на машине в Европу, и это была необходимая ночевка перед границей. Так что мы там тусовали лишь с 8 до 10 вечера. И вот даже этих двух часов хватило, чтобы понять – в этот город надо ехать отдельно, без всяких там «проездом», конкретно туда. Вот почему, как только выдались выходные, мы с женой, не сговариваясь, выбрали этот на первый взгляд украинский, а на самом деле очень даже европейский город.

2. У нас там, конечно, друзья и все такое, но мы собрались провести три дня в этом городе, а кто в здравом уме будет тусить кого бы то ни было такое количество времени? Все нормальные люди придумывают себе условные дела, чтобы оставить своих гостей наедине с собственной экзистенцией и тленом. Так что мы решили подстраховаться и задали гуглу вопрос: что посмотреть в Ужгороде? Бывалый гугл тут же ответил ссылкой «18 достопримечательностей, которые вам необходимо посмотреть в Ужгороде». Мы были готовы!

3. Нас встретили прямо на вокзале – писатель Банди и художник Марсель. Это у них имена такие. Как говорит Марсель, когда представляется чужеземцам: «У меня так в паспорте написано!». И смотрит со значением поверх очков, но исподлобья. И действительно, в Ужгороде можно встретить кого угодно – Марсель, Банди, Оскар, Андриана, Мартин, Чарли, Лина. Вот Саша – это да, это реально редкое имя для этих мест. А Наташа – вообще какой-то атавизм, простигосподи…

4. Так уж получилось, что перед тем как встретить меня, Марсель провожал своих киевских друзей, поэтому ему пришлось провести час в привокзальной бутербродной, месте с традиционно самой дешевой и дрянной водкой в городе. Вот почему он был уже хорош, когда мы, наконец, увиделись. Все это кончилось тем, что уже через 10 минут я помогал трезвому Банди тащить его друга Марселя через весь город с неминуемыми остановками возле реки (“подождите, подождите – вы только посмотрите, как прекрасен Уж в это время суток!”), возле баров (“нам надо сюда непременно зайти – здесь лучшее пиво в это время суток!”), возле магазинов (“идемте, я вас познакомлю с Надей – это лучшая продавщица на этом районе в это время суток!”). Так я понял, что я – дома! Будто никуда и не уезжал. Идеальное гостеприимство – сразу погрузить в родную атмосферу и ситуацию.

5. — Так, ребят, вы за Марселя не переживайте. Он сейчас отдохнет пару часиков, и к вечеру снова будет в строю, снова будет с нами! Предлагаю всю культурку перенести на завтра, а сегодня изучим злачку этого города, который так прекрасен в это время суток!

— Что? Злачка? Культурка?

— Ну да – культурная программа и злачные места…

— А, понятно… Ну что ж… Злачка, так злачка…

6. В барах Ужгорода приятно. А потом вы берете меню, читаете цены и понимаете, что это же великолепное место! А потом вы пробуете их местное пиво, съедаете первую тарелку бограча, заказывая второй банош за полчаса, еще раз сверяетесь с ценами, и вот тогда становится окончательно ясно: это лучший баревич в это время суток! Все очень вкусно, доступно и без вот этой вот вашей одессики.

7. На самом деле эстетика заведений города имеет такую странную походку, будто одна нога у нее идет прямо из “совка”, а другая – вполне себе из Европы. Но при этом удается обходиться без нелепостей, напротив – есть в этом какой-то стиль, как-то все смотрится довольно гармонично. Средневековье с “хрущевкой”, взболтать, но не смешивать. Прекрасный коктейль получается! С одной стороны, в Ужгороде осталось невероятное количество свидетельств советской эпохи. Почти в каждом гастрономе есть стоячие столики, товары распределены по отделам (у каждого своя продавщица), я лично видел тот самый графин (не пакет, не бутыль, не банка!) томатного сока и рядом – стакан со слегка розовой водицей от алюминиевой чайной ложки для соли, который я видел в своем одесском детстве в продмаге за углом у тети Анжелы в отделе. Так и начинаешь искать молочный коктейль за 14 копеек. С другой стороны, все это ничего, кроме нежности, понимания и желания таки опрокинуть бокал пивка с только что купленной на контрабандном рынке венгерской салями, покрытой слоем соуса Пишта, за этим столиком не вызывает. И ты делаешь это. И это очень хорошо. Особенно в это время суток!
Дівчата, культура, художники, контрабанда та Енді Воргол: Ужгород очима одеського бологера
8. Девочки. Я привык к тому, что самые красивые девочки у нас где? Точняк – в Одессе! Я вырос с этим знанием, и вся моя жизнь лишь подтверждала эту генетическую правоту. Понятно, что львовянки все из себя такие таинственные и загадочные, киевлянки – стильные и элегантные, зато одесситки – жаркие и открытые (во всех смыслах этого слова). Девушки Ужгорода – это нечто совершенно иное. Во-первых, они все красотки. Количество девочек, на которых засматриваешься, зашкаливает. Во-вторых, они совершенно не вульгарны, у них очень интересные лица, преимущественно острые, яркие, запоминающиеся. Без жлобства, без понтов, просто очень женственные, интеллигентные дамы, как правило, свободно владеющие минимум тремя языками.

9. Там, впрочем, все владеют как минимум тремя языками: русский, украинский и венгерский. Ну а дальше уже по интересам – английский, немецкий, польский, чешский и так далее. Наш друг Банди говорил с нами на русском, с друзьями – на украинском, со своими детьми – на венгерском. Невольно оказываешься в унизительном положении со своим высшим одесским гуманитарным образованием. Культурный уровень города невероятно высок – там очень большая (а главное – качественная) тусовка художников-писателей-музыкантов и прочих любителей искусства в том или ином его проявлении. Мы за 3 дня там побывали на двух открытиях (плюс еще одна выставка) совершенно разного, но определенно современного арта.

10. Ужгород – это такая Одесса из доброй параллельной вселенной. Одесса, которая могла бы быть. Если бы не кивановщина, застройки, котовского-таирова, море-сезон-туристы и прочая любовь к родной архитектуре. Ужгород меньше в 10 раз, а значит, вы в городе встречаете своих друзей в 10 раз чаще. Наши друзья просто через одного здоровались с прохожими. В местных барах за всеми столиками сидели свои компании. Вряд ли, конечно же, это является сильной стороной существования в маленьком городе, тем не менее это лишь усиливает сложившееся ощущение домашнего уюта города. В конце концов из Ужгорода, как и из Одессы, вся молодежь стремится уехать.

11. Но оттуда они все едут в Европу: Прага, Будапешт, Берлин, Лондон. Ужгород сильно внедрен в Европу. Потом все эти ребята приезжают навестить своих родителей и друзей, проводят в городе время. Еще я часто встречал людей, которые жили в самых разных городах (Киев, Львов, Запорожье, Одесса кстати, ну и там всякая Европа в том числе) и в конце концов все равно переехали в Ужгород. Что-то там есть такое, что примиряет человека с реалиями бытия. Бограч? Банош? Девочки? Не знаю. Не разобрался. Придется еще раз ехать…

12. Марсель у меня спрашивает:

— А что в Одессе? Как там у вас движуха художников? Активна?

— Ооооо! В Одессе движуха художников издревле славится своей активностью! Все ненавидят всех. Этот не переносит того, а тот ненавидит этого. А в редкие минуты перемирия они оба сливают на кого-то третьего. И это, между прочим, уже на уровне школы! Преемственность поколений. Всегда так было – и в 90-е, и в 80-е, и, говорят, в 60-е тоже. В общем, как и всегда у художников. Да и не только у них.

Марсель аж как-то погрустнел:

— Да? Нет. У нас не так. У нас все хорошо, все любят друг друга, все общаются, все хорошие люди. Никаких срачей не бывает.

— Гм… Странные у вас художники какие-то…

— Сами вы странные. У нас все хорошие ребята…

Чуть позже, общаясь с другим художником:

— Да, Олекса, у вас, конечно крутая арт-среда, вы большие молодцы – держитесь друг друга, никто ни с кем не ругается, художники любят друг друга.

— Что? Художники? Любят друг друга???

— Эмммм… Нууууу… Да…

— Та ну ты что. Это неприемлемо. Все уже поперепосылали друг друга. Причем еще в 80-х. И, кстати, вовсе не из-за художественного дискурса, а просто так, по-человечески.

— А, ну слава богу… Вот теперь видно – нормальные ребята!
Дівчата, культура, художники, контрабанда та Енді Воргол: Ужгород очима одеського бологера
13. Одесса кичится своей контрабандистской славой. Возможно, раньше так оно и было. Возможно, что и сейчас так оно и есть, но в каких-то промышленных масштабах. Но вот что касается культуры бытового контрабандизма, то Ужгород делает нас по всем статьям. Как я уже упоминал, тут есть даже отдельный контрабандный рынок, где за копейки продаются удивительные кулинарные ништяки и приправы, мною больше нигде не виданные. Впрочем, не только мною. Моя жена интересуется у Банди, что это за странные миниклецки какие-то.

— Ну это такая штука, типа клецки, разваривается – и получается очень вкусно!

— Ага, ясно, а как они называются? Загуглю узнать, что из них прикольного можно приготовить.

— Торгонё.

Гугл, конечно, после такого запроса сломался. Ни одной ссылки, ни одного упоминания, ни одного подобного слова, что уж говорить о блюдах. Ужгород вообще стоит на трех границах. Мне рассказывали историю, как чувак сидит в компании, бухает. Тут ему телефонный звонок:

— Да, алло. Ага, понял. Сколько у меня времени? Час? Скоро буду!

И, обращаясь к компании:

— Ладно, ребята, мне надо метнуться быстренько в Словакию, товар скинуть, там границу на час открыли. Скоро буду – не расходитесь!

Бытовуха…

14. Культурка. На следующий день мы были на открытии сборной выставки ужгородских современных художников в довольно пафосной галерее Илько. Отдельное здание, несколько этажей, все очень современно и аккуратно. У нас, например, таких галерей нет. Эдакий ПинчукАртЦентр местного разлива. Вход на открытие при этом платный. У нас такого, слава богу, нет. Да и нигде нет. А в Ужгороде – есть! Завидуйте! Цена, конечно, довольно условная (20 гривен), но тем не менее. Народа пришло много, все красивые, стильные молодые люди, не без хипстерства, конечно, но куда ж сейчас без него? Сами работы на меня не произвели впечатления: какой-то сплошь абстрактный экспрессионизм, простигосподи. Хотя встречались и довольно интересные решения с формой, но во всем этом не хватало иронии – сплошь арт-пафос, от которого уже давно тошнит.

15. Злачка. Мы снова в баре, снова с Банди, снова пьем пиво и едим бограч.

— Банди, нам надо посмотреть 18 достопримечательностей Ужгорода.

— Та не вопрос, ребята! У вас сайт есть? Идемте, я вам все покажу. Вот только давайте пиво допьем.

— Да, давай допьем, конечно!

— Куда вы хотите пойти сначала?

— Ну, давай сходим посмотрим на памятник Энди Уорхола.

— Что? У нас есть памятник Энди Уорхола??? А ну-ка, надо погуглить… Так… Сейчас… Ого! Да у нас два памятника Энди Уорхолу!

16. Снова культурка. На третий день мы пошли еще на одно открытие выставки. На этот раз все было предельно андерграундно. Выставка проходила в старой советской многоэтажной гостинице с флером общежития, прямо в номере, где жил художник. Пленер такой. Пожил месяц – и представил ряд работ, которые он сделал за это время. Прямо там же. Было странно, но симпатично. Снова толпа довольно альтернативного народа, все толпятся в коридоре, в маленькой комнате, на балконе. Очень по-домашнему, будто мы попали на празднование нового года к друзьям друзей. И по сути так оно и было.
Дівчата, культура, художники, контрабанда та Енді Воргол: Ужгород очима одеського бологера
17. В день отъезда звонит Марсель:

— Ребята, я не могу сегодня выйти, дел куча. Зайдите ко мне на 5 минут? Чисто попрощаться, ничего более!

— Марс, слушай, ты тогда решай свои дела, а мы по городу пошляемся! Все-таки у нас план – нам надо посмотреть 18 достопримечательностей Ужгорода!

— Так, ничего не хочу слышать, нам надо попрощаться!

— Марсель, у нас скоро поезд…

— 2 минуты! Пойдем на облгосадминистрацию посмотрим – чехословацкий памятник архитектуры 30-х годов, между прочим, на него все архитекторы съезжаются посмотреть. На круговом лифте покатаемся, который без остановок по кругу идет, пока его кто-то не остановит.

— Ладно… Скоро будем…

18. Стоит ли говорить, что мы от Марселя так и не ушли до самого поезда? Марсель не сделал ничего, что планировал на этот день. Да и мы так и не покатались на круговом лифте, да и не увидели ни одной из 18 достопримечательностей Ужгорода. Но они были все время рядом! Все время где-то рядом. Мы буквально ходили между ними. Но при чем здесь это? Разве может быть плох город, в котором есть два памятника Энди Уорхолу? Особенно в это время суток…

Александр Топилов

http://zak-kor.net/

admin

Коментарі :


Додати коментар

 

 

 

Погода

НОВИНИ ПАРТНЕРІВ

Оголошення

Архів новин

Влада

Чи влаштовує вас влада в Україні?


Влаштовує
Не влаштовує
Мені однаково


Голосувати/результат