Аналітика мовою оригіналу: Админресурс-2012 — могучий, но не всесильный  

admin 01.02.2012 13:01 ПОДІЇ

Власть на выборах-2012 задействует мощный админресурс за смешные деньги. Но если оппозиция отключит страх и включит фантазию, система может дать сбой


«Зашел я к мэру и говорю: так, мол, и так, готов выступить от вас на выборах. Но у меня одна просьба: вы можете гарантировать, что меня не посадят? Он говорит: я тебя поддержу, помогу… но гарантировать ничего не могу. Вот теперь думаю: надо ли мне все это».

Этот рассказ корреспондент ЛІГАБізнесІнформ услышал от достаточно известного политика, который еще совсем недавно планировал баллотироваться по мажоритарному округу в городе-миллионнике. В похожей ситуации сейчас находятся сотни потенциальных претендентов на депутатский мандат. Фактически, на данный момент кандидаты разделены на две категории: на тех, кого согласовала Банковая, и на тех, кто размышляет, стоит ли рискнуть пойти на выборы без согласования. Дело Тимошенко показало, что власть не остановится ни перед чем для получения полной политической гегемонии. Этот факт отпугивает от выборов многих кандидатов. Есть уверенность: ситуация с использованием властью административного ресурса на парламентских выборах 2012 года будет крайне жесткая. И это не будет повторением выборов 2002 или 2004 гг.

Будет человек — статья найдется

Принято считать, что войну против админресурса можно вести несколькими способами: либо перекупая местные вертикали конкурента или власти, либо разворачивая против них партизанскую войну. Эффективность первого, например, была продемонстрирована в 2004-м.

«Я тогда работал на штаб Ющенко в Днепропетровске. Власть решила, что она всех нагнет. А мы приходили к людям с живыми деньгами, — рассказывает о своем опыте борьбы с админресурсом политтехнолог Андрей Золотарев. — Например, приходим в телекомпанию и показываем деньги. Директор звонит собственнику и говорит: тут люди хотят в эфир Ющенко. Хозяин сразу бычиться. После чего директор добавляет: за деньги. И все, зеленый свет. Власть властью, но деньги нужны всем».

Однако при этом сравнивать выборы президента и парламента не совсем корректно. Так, в 2004 году борьба Виктора Ющенко и Виктора Януковича была борьбой двух систем. За спиной первой были большие финансы и мощный административный ресурс, за спиной второй — существенное финансирование и массовая популярность. В 2010-м в борьбе Януковича и Юлии Тимошенко обе стороны имели и солидное финансирование, и админресурс (первая — в лице Секретариата президента Ющенко и органов власти в традиционно «бело-голубых» регионах, вторая — в лице структур, контролируемых Кабмином).

Конфигурация выборов-2012 будет совершенно иная. В партийных списках против четко отстроенной системы провластного админресурса будут выставлены разношерстные и отрезанные от источников финансирования ряды оппозиции. Не объединенные в одну партию и, следовательно, конкурирующие между собой. Мажоритарка же будет походить на Фермопильскую битву: вся сила государства будет брошена против группки немногочисленных смельчаков, понадеявшихся на удачу, смекалку и наглость.

При этом сорвиголовам могут не помочь даже деньги."Чистого административного ресурса нет. Я бы говорил о том, что на выборах мы столкнемся с полицейско-административно-финансовом ресурсом. Судебно-полицейская система сейчас централизована. Так что наезды с возбуждением уголовных дел и будут проводиться по полной программе в отношении тех, кто не был согласован с режиссерами выборов. Причем, это касается не только оппозиции, но и относительно лояльных кандидатов, кто решился самостоятельно играть в округах", — говорит политолог Вадим Карасев.

Цена вопроса

Из-за упомянутой Карасевым системы полицейско-судебной централизации выборы могут обойтись власти в символическую сумму денег. И, кстати, самой большой ее ошибкой может оказаться жадность.

На днях в Интернете появилось интересное письмо, якобы разосланное по штабам Единой России. Основываясь на провальных для партии выборах в Госдуму, штабам рекомендуется перед выборами президента Путина учесть недостатки думской компании. Среди прочего в перечне пунктов — два, очень актуальных для Украины. Первый: «При использовании админресурса сменить акцент с жесткого обязывания на позитивное побуждение к сотрудничеству — материальное стимулирование, возможности карьерного роста, идейное волонтерство». Второй: «Для муниципальных выборов создать эффективную систему покупки голосов: деньги, наливайка, продуктовый набор».

О втором украинская власть позаботилась самой смешанной системой выборов: наливать электорату будут мажоритарные кандидаты. Вопрос в том, будет ли учтена украинскими распорядителями выборов первая заочная рекомендация российских штабистов.

По расчетам Андрея Золотарева, для финансового обеспечения административного ресурса власти понадобятся смешные деньги: непосредственно в руки исполнителей попадет по несколько миллионов долларов на область, гораздо больше осядет в карманах всевозможных посредников. «Размер этой маржи — тайна за семью печатями. Если власть хочет, чтобы выборы прошли спокойно, то примерно по 1000 долларов надо будет выдать главам комиссий и их замам. Деньги — самый удачный способ мотивации. И практика показывает, что сбои в выборах происходят как раз на уровне комиссий. Если гнуть людей, можно случайно сломать. Это неэффективный подход», — уверен политтехнолог. По его словам, опора власти в вопросах манипуляций на выборах — работники сфер образования и здравоохранения, склонные к постоянным жалобам на жизнь. «Очевидно, именно бюджетников власть посадит в комиссии, и они станут основными исполнителями фальсификаций», — говорит Золотарев.

До самой комиссии система админресурса будет выстраиваться по классическому образцу: через губернаторов, которые одновременно будут реальными руководителями штабов Партии регионов, и ниже по админцепочке, вплоть до глав районов и управлений. При этом, скорее всего, денежную мотивацию для вышестоящих звеньев (до избирательных комиссий) применять не будут: в зависимости от итогов выборов, ответственные за показатели чиновники либо потеряют, либо сохранят своими должности. Вертикально интегрированные суды также будут выполнять задания из единого центра, бесплатно.

Фактически, работу против оппонентов власти админресурс начнет еще до выборов. Первоочередная технология — новая нарезка округов. Ее смысл в том, что округ, который будущий кандидат «окучивал» иногда не один год, будет разрезан и разделен между другими округами. Учитывая, многие украинские политики «содержат» свои малые родины, технология может оказаться весьма эффективной. Контролироваться будет и состав избирательных комиссий. Формально в них должны будут входить представители всех партий. Однако местные выборы 2010-го показали, что под давлением силовых органов и в результате подкупа представители той же Батькивщины играли против собственной партии.

Кроме того, новый закон о выборах народных депутатов прописан таким образом, что в случае нехватки заявлений от партий комиссия доукомплектовывается членами по решению окружного избиркома. То есть если несколько писем от партий или кандидатов-мажоритарщиков потеряются, в комиссии заведут лояльных к власти людей.

Кроме комиссий, власть займет себя и другими вещами. Так, ожидается давление на СМИ, на типографии, печатающие продукцию кандидатов и партий. ГАИ будет останавливать автобусы, подвозящие людей на митинги, местная власть отказывать в предоставлении мест для митингов и т.д.

Все это означает, что для победы оппозиционерам и реальным, а не мнимым самовыдвиженцам, надо будет вспоминать забытую ныне тактику партизанской войны на округе.

Единый список партизан

С оппозиционерами и их списком пока что все более-менее понятно. «Противостоять всему этому можно только коллективно. На индивидуальном уровне с властью не поборешься. Оппозиция должна прилагать к победе общие усилия, общий список, кооперативный драйв, которого пока нет. Сейчас каждая из оппозиционных колонн рассчитывает, что она сможет сыграть в одиночку, договорившись с властью. Вместо того чтобы создавать некую общую волю, оппозиционные претенденты будут пытаться пройти в парламент путем заключения разового пакта с властью», — уверен Карасев.

К словам политолога можно добавить еще одно: многие представители современной оппозиции, сформировавшейся в условиях довольно честных списочных выборов, не забыли или не знают, что в случае прихода «фашистов» надо срочно бежать не в штаб оккупационной администрации, а в лес. Колокол, конечно, звонит по всем несогласованным с властью кандидатам. Но коллективно или даже индивидуально эти люди все равно могут преподнести власти сюрприз.

Методика таких сюрпризов была проработана в 1998-2002 гг. В некотором роде культовый в среде политтехнологов (и как водится, анонимный) трактат «Минусовка» объясняет все доходчивым языком. В этом порочном, но увлекательном пособии по черному пиару дается множество советов, как партизанить на округе. Помимо рекомендаций по разрушению имиджа, репутации и системы подкупа голосов конкурента, целый раздел книги посвящен предотвращению фальсификаций. Среди способов: фальшивое международное давление при помощи хорошо одетых молодых людей с американским акцентом, обещающих членам комиссий приезд наблюдателей; отправка тем же членам комиссий липовых повесток в правоохранительные органы; рассылка писем мужьям и женам членам комиссии от имени общественной организации с сообщениями о намерениях принять участие в фальсификациях.

«Дело в том, — резюмирует автор этот раздел пособия, — что люди, которые нарушают закон, естественным образом боятся своих поступков… Усильте страх от возможных последствий, и большинство нормальных людей откажутся от преступных намерений».

Впрочем, до выборов еще есть время, и кто мешает оппозиции привлечь на выборы множество не фальшивых, а реальных западных наблюдателей? Кто мешает напечатать для членов комиссий креативную памятку о наказаниях, предусмотренных за нарушение избирательного законодательства? Кто мешает привлечь в партнеры сотни общественных организаций и тысячи студентов, для которых слова о построении гражданского общества — не пустой звук?

Если помножить эту «партизанщину» на несогласованность действий и ошибки самой власти, внутреннюю конкуренцию, низкий рейтинг президента и его партии, можно прийти к выводу: сопротивление фальсификациям возможно. Вот только уверенности в том, что оппозиционеры и независимые кандидаты смогут преодолеть страх, все еще нет.

Liga.net

admin

Коментарі :


Додати коментар

 

 

 

Погода

ПОДІЇ

Оголошення

Архів новин

Влада

Чи влаштовує вас влада в Україні?


Влаштовує
Не влаштовує
Мені однаково


Голосувати/результат