ЗА!
Мы с Сергеем Ратушняком пересеклись, кажется, в 2009 году. Я тогда привел внучку, по какой-то мелочи, на обследование в Ужгородскую городскую больницу. Сергей Николаевич стоял у окна и осматривал город, живописно раскинувшийся в долине речки Уж.
— Какой красивый наш родной город, — произнес он после того, как мы поздоровались.
— А облака над ним, как сахарная вата, — встряла в разговор моя внучка, — такие же белые и пушистые. Весенняя зелень, голубое небо, облака, а под ним город с умытыми после дождя красными черепичными крышами.
— Да-а, — задумчиво протянул Ратушняк, — эта картина еще ждет своего художника.
И тут же он достал пухлую рабочую тетрадь и стал записывать что-то в нее.
— Не все еще крыши обновлены, — прощаясь добавил он. — Время не ждет, а работы невпроворот.
Пока внучка проходила обследование, я под впечатлением нашего разговора написал стихотворение о городе.
Сахарной ватой плывут облака
Над черепицами крыш.
Сакуры цвет и ликует река,
Ужгород — мини-Париж.
Вечер весенний рисует
Тенями старых домов.
Город, я с ним не тоскую,
Даже в феерии снов.
Если уеду, то стуки колес
Песню о нем мне поют.
Город, к тебе я корнями прирос,
Провинциальный уют.
И никакие столицы
Не принесут мне тепла.
Ужгород, улицы, лица —
Здесь моя юность текла.
Он даже в годы, когда тосковал
Я по родной стороне,
Встать мне с коленей всегда помогал,
Ближе он был мне вдвойне.
Город мой — ласковый, свежий,
В песнях рисую тебя.
Город легенд и надежды,
Солнца, любви и дождя.
Мимо меня в этот момент проходила моложавая медсестра: «Я вас знаю, — сказала она. — Я читала ваши книги, но сейчас хочу сказать о другом, — она весело улыбнулась, — я видела, вы разговаривали с Сергеем Николаевичем. Я сама постеснялась его поблагодарить за такой прекрасной ремонт, вакуумные стекла, оборудование. А ведь раньше было невозможно работать, сплошные сквозняки, медперсонал постоянно простуживался и болел, ну а больные… — она вздохнула, — сами понимаете, ведь им и так было несладко, а теперь, — она обвела рукой сверкающие белизной помещение, — просто праздник, и к тому же автономное отопление. И не только здесь, по всему городу, в каждом доме, в каждой квартире. Мне родственники из Днепропетровска пишут, что тарифы на отопление у них просто заоблачные. Автономное отопление устанавливать запрещают. Наживаются сволочи», — сделала она неожиданный вывод и поспешила по своим медицинским делам.
Я же в свою очередь вспомнил, что в Днепропетровске у меня есть друг, талантливый композитор и певец Саша Куренков. Не буду пересказывать наш телефонный разговор. Я просто попросил его написать музыку к стихам о нашем городе, и заодно поинтересовался тарифами на отопление. В виртуозной Сашиной ненормативщине я не сомневался. Большинство жителей Днепропетровска из-за тарифов на отопление у днепропетровского облкоммунэнерго в долгах, как в шелках. Тарифы неподъемные, и не только у них в Днепре, а и по всей Украине.
Музыку Куренков конечно написал, но разговор в этой статье не об этом. Многие жители Ужгорода уже забыли, что Ратушняк тогда пошел в разрез с решением центральной киевской власти помешав «Закарпаттеплокоммунэнерго» наживаться на жителях города. Хорошее быстро забывается, только вот в домах Ужгорода тепло, уютно. И все это по сравнению с тарифами во многих других городах Украины, на порядок дешевле. Да вопрос не только об отоплении, ремонте больниц, школ, крыш, то есть о том, что не бросается в глаза, но жизненно необходимо и очень дорогостояще, а о том, как Ратушняк по-хозяйски распоряжался с тем жидким финансовым ручейком из столицы, из которого формировался городской бюджет.
Реконструкция серосовкового проспекта Свободы совершенно изменила его облик. Да разве только один проспект Свободы — а строительство тогда ещё нового проспекта Легоцкого, обновление улиц Дендеши, Ивана Франка, Плеханова, установка огромного количества спортивных и детских площадок, реконструкция и благоустройство Боздошского парка и сквера напротив химического факультета, а новое Управление труда и социальной защиты, а привлечения инвестиций на 22 млн. долларов, это и «Эпицентр», и гипермаркет «Новая линия», и жилой массив «Боздош Элит». Одному Богу известно, как Ратушняк выкраивал из тогда нищего городского бюджета средства на капитальный ремонт крыш, ремонт городского водопровода и канализации, прокладку новых и ремонт старых дорог, ремонт квартир инвалидам Великой Отечественной войны, ремонт жилищ и лифтов, установку контейнеров для мусора, ремонт внутриквартирных территорий, текущий и капитальный ремонты электролиний, установка системы освещения по улицам Берчени, Тимирязева, Ревая, Украинской, Загорской, в Боздошском парке, по Студенческой набережной и возле Падиюна. Все уже забывают, что на городские маршруты ввели 290 новых автобусов, создана трасса мотокросса в Ужгороде. И в город вернулись соревнования национального и международного уровня. Я уже не говорю, что на собственные деньги Ратушняк провел реконструкцию благоустройства территории и установку отопления, реконструкцию фасада и крыши по старинным технологиям Горянской ротонды. Можно еще много чего рассказывать о хозяйственной деятельности Ратушняка во время его работы на должности мэра Ужгорода, но не буду утомлять читателя, скажу только еще раз, что он умудрялся делать все это на средства нищенского бюджета, который поступал из Киева. Я могу только представить, что бы создал Ратушняк в городе при нынешнем бюджете, который многократно увеличился после децентрализации бюджетов и передачи полномочий от государственных органов органам местного самоуправления.
P.S. В парке Горького мы сидели на лавочке возле входа в бассейн и слушали мою песню об Ужгороде, которую только что прислал из Днепропетровска мой товарищ. Стайка стройных, как юные березки девчонок, остановилась, и дослушав последний куплет:
Город мой — ласковый, свежий,
В песнях рисую тебя.
Город легенд и надежды,
Солнца, любви и дождя.
Весело помахав нам ладошками, упорхнула на роликовых коньках. Слепой летний дождик, прорываясь сквозь солнечные лучи, создал радугу.
— Город солнца, любви и дождя, — задумчиво произнес Ратушняк и, достав рабочую тетрадь, записал: создать велосипедные и конькобежные дорожки, поставил несколько восклицательных знаков.
Он многое еще хотел сделать, но не успел. Ужгородцы выбрали другого мэра.
Может быть теперь он успеет воплотить в жизнь многие планы по благоустройству города. Хотелось бы. Все зависит от вас, от вашего выбора, дорогие ужгородцы. Лично я только ЗА!
P.P.S. А в Днепре и многих других городах Украины уже идут судебные процессы с целью отторжения прав граждан на жилплощадь из-за неуплаты долгов за отопление «Облкоммунэнерго», которая у нас в городе, благодаря Ратушняку, «приказала долго жить». Об этих рвачах в Ужгороде просто уже забыли. Хорошее забывается быстро.
Юрий Маслиев, автор десятка романов, нескольких сборников стихотворений, киносценариев, лауреат международных литературных премий
Коментарі :