Аналітика мовою оригіналу: Секрет власти — волшебные три «П»

admin 18.02.2012 12:33 ПОДІЇ

Рецепт удержания власти в отдельно взятом независимом государстве довольно прост: это деньги, грамотная работа с информацией и крепкая рука с резиновой дубинкой, которую демократически настроенное руководство до поры до времени прячет за спиной — на случай, если два предыдущих аргумента не подействуют на сознание народа достаточно эффективно.

«Если говорят, что государь добр, значит его царствование не удалось» Наполеон Бонапарт
«Иную свинью нужно еще и рылом в корыто ткнуть» Петр Первый


Поскольку экономическую часть проблемы мы уже рассмотрели, а до массового применения силовиков в Украине, слава Богу, ситуация еще не дошла, рассмотрим информационную составляющую этой универсальной формулы успеха.

Ученье — свет. Если не вывернут лампочку

Суть проблемы можно изложить кратко: нынешнее руководство страны абсолютно не умеет работать с информацией и пока не сделало ничего, чтобы этому научиться.

Лучшим доказательством справедливости данного утверждения можно считать выступление украинского премьера, в котором он посетовал на то, что более половины (50-65 %) украинцев, оказывается, не понимают сути проводимых реформ, что, естественно, затрудняет их проведение.

Николай Янович, правда, забыл добавить, что подобное положение дел дает в руки оппозиции всех мастей великолепные информационные козыри, которые она вполне успешно разыгрывает против правительства в частности и правящей партии в целом.


Вопрос, почему это им удается? Ответ — потому что руководство страны до сих пор так и не осознало элементарных основ работы в информационном пространстве, вернее даже одного, который можно условно назвать принципом трех «П», а именно — позитив, перспективы и... праздники.

Эти волшебные три «П» просто необходимы для эффективного вложения в головы налогоплательщикам «правильных» мыслей. Причем речь отнюдь не идет про оболванивание (с ярким образчиком которого мы имели дело во время «оранжевой революции»), а про то, чтобы элементарно достучаться до сознания народа и постепенно воспитывать его в конструктивном (для всего государства) направлении.

Сложность при этом состоит в том, что для получения стойкого положительного эффекта нужно постоянно повышать уровень сознания населения, а не понижать его, прибегая к таким универсальным рецептам, как национализм, образы «врагов внешних и внутренних» и т. п. Это, в свою очередь, требует постоянного же совершенствования форм и методов информационной работы с массой налогоплательщиков — а значит совершенствоваться должны и государственные структуры, которые отвечают за этот участок работы.

А теперь — по порядку...

Позитивчик для народа: котлеты и конфеты

Стоит нам выйти в Интернет, включить телевизор или даже радио, на нас сразу же обрушивается поток негатива, который прочно оседает в сознании. Повышение цен и налогов, рост преступности, наконец просто подробное (со смакованием кровавых деталей) описание терактов, стихийных бедствий и просто несчастных случаев приковывает внимание массового пользователя/зрителя/слушателя и создает тот самый мрачный фон, на котором так удобно яркими мазками писать картины «цветных революций».

Массовым сознанием, благополучно унавоженным таким образом, легко управлять — тем более, что изначальные посылки сформулированы на самом примитивном уровне и адресованы к самым темным закоулкам человеческого «я». В результате мы и получаем мрачную, озлобленную толпу, которую можно направить куда угодно, лишь бы цели были достаточно деструктивны.

Люди (вполне разумные сами по себе) превращаются в биомассу, которой для дальнейшего направленного (но неосмысленного) движения достаточно только импульса вроде зажигательной речи, удачного лозунга и т. п. Добавьте к этому хитрого и харизматичного лидера (одного или нескольких) — и вы получите стадо овец и баранов, которых профессиональный козел (ой, простите — политик) может увести куда угодно, хоть на бойню.


Подобному развитию событий и следует противопоставить грамотно созданные и умело управляемые потоки позитивной информации, которые бы смогли достучаться до сознания населения. Обширная основа для этого в Украине уже есть, однако пребывает она пока, по большей части, в виде залежей информационного сырья.

Официальные статистические данные, отчеты госорганов, законодательные инициативы и другие проекты, вынашиваемые в недрах профильных министерств (мы говорим исключительно об открытой информации) — вот неисчерпаемые хранилища исходников позитивной информации, которых так «не хватает» сегодня украинскому руководству для того, чтобы доходчиво объяснить налогоплательщикам, на что тратятся их деньги.

Там они и пребывают, подобно беспорядочно накромсанным кускам сырого мяса с костями (а кое где — и обрывками информационной шелухи-шкурки), пока не потеряют свежесть и не станут окончательно несъедобными для потребителя. А ведь их всего-то и нужно помыть, почистить, а потом навертеть вкусных и питательных информационных котлет (о постепенном росте экономики, прибавкам к пенсиям и зарплатам, развитии социальных программ, конструктиве внешней и внутренней политики и т.п.).

Мы уже не говорим о высказываниях (цитатах) тех или иных политических лиц, которые могли бы сыграть роль специй на этой информационной кухне. К сожалению, их, как правило, или слишком мало (блюдо получается пресным), или слишком много (чересчур острым), а в большинстве случаев недостаточно квалифицированные повара из пресс-служб просто путают соль с сахаром, после чего любой их информационный «шедевр» можно выбрасывать на помойку...

На десерт же можно подать информационную конфету с развлекательно-познавательной начинкой (история, культура, развлечения и пр.), которая также будет принята потребителем с благодарностью.

Для этого недостаточно одного лишь примитивного промывания мозгов: информационные сообщения должны быть объективны, точны в количественных/качественных характеристиках и при этом изложены простым и понятным языком, в том числе и с элементами юмора.


Дополнительные детали — короткие броские заголовки, яркие картинки/иллюстрации (создающие хорошо запоминаемый визуальный ряд), очевидные аллюзии и аллегории, позволяющие информации «зацепиться» в памяти — играют роль гарнира (для информационной котлеты) или яркой бумажки, в которую завернута информационная конфета.

И то, и другое блюдо обязательно должны иметь привлекательный вид, а также быть свежими и приятными на вкус, чтобы их проглотили. Главное при этом — не перепутать десерт с основным блюдом и следить за величиной порций (дабы избежать информационных поносов или запоров), а далее процесс усваивания информации пойдет уже естественным путем с очевидными положительными последствиями.

Перспектива — сразу за горизонтом

Однако недостаточно объяснить населению, что ему (стараниями руководства страны) живется не плохо уже сегодня — для своего собственного спокойствия власть должна убедиться, что народ видит еще и реальную позитивную перспективу.

Добиться этого лишь точечным, хоть и постоянным вбросом позитива, невозможно — мешают два существенных недостатка, свойственных основной массе «маленьких» украинцев: мозаичное восприятие информации и... короткая память.

Первое связано с уже многолетней привычкой реагировать лишь на отдельные (поверхностные) аспекты той или иной проблемы, события и т. п., при полной неспособности понять их причинно-следственную связь и возможное дальнейшее развитие. В результате массовая аудитория видит лишь наиболее яркие точки, не замечая и не понимая картины в целом.

Короткая же память (особенно на все хорошее) способствует обострению реакции на вброс любого негатива, что порой враз перечеркивает долговременную работу по формированию положительного имиджа и не позволяет смягчить даже временных неудач.

Подобные особенности очень удобны для манипулирования сознанием и последующими действиями толпы, поскольку многократно усиливают воздействие эмоционального фактора по сравнению ментальным (разумное осмысление происходящего с обоснованным прогнозом будущего), однако абсолютно не пригодны для создания стабильного позитивного восприятия действительности.

Поэтому попытки команды «крепких хозяйственников» из украинского Кабмина воззвать к логике и коллективному разуму благодарных налогоплательщиков сегодня кажутся, по меньшей мере, странными — и то, и другое у отечественной аудитории напрочь отсутствует. За двадцать лет своей теоретической независимости украинцы напрочь разучились думать, причем не без помощи средств массовой информации.

Теперь же перед руководством страны стоит непростая задача: сформировать позитивное общественное мнение, основанное на реальных убеждениях людей в настоящем и (особенно) в будущем. Увы, многократно осмеянное в постсоветский период «чувство уверенности в завтрашнем дне» по-прежнему остается краеугольным камнем стабильности для любой элиты, которая действительно намерена удержать власть.

Для достижения этого в информационном плане нужно всего лишь сформировать и поддерживать непрерывную работу замкнутой цепочки: ряд точечных позитивных сообщений — прогноз/предсказание дальнейшего развития событий с обязательным указанием временных (когда?), количественных (сколько?) и качественных (насколько лучше?) параметров — степень оправдываемости прогноза (обещали — сделали) — новые (обоснованные) обещания.

Только таким образом можно будет добиться не только понимания массой налогоплательщиков истинных целей тех или иных действий руководства страны, но формирования в общественном сознании целостной картины позитивных изменений на ближне- и долгосрочную перспективу, гораздо более устойчивую к информационным атакам любого рода (и абсолютно — к попыткам грубой дезинформации).

Праздник, который всегда с нами

Последнее же в списке (хоть и далеко не последнее по своей значимости) «П» посвящено проблеме праздников для народа. Причем в данном случае мы имеем в виду не просто выходные дни (которых в Украине сейчас более чем достаточно), а именно ПРАЗДНИКОВ, которые не только приносят населению радость, но и служат его сплочению в единый народ.

Важность решения этой проблемы для Украины трудно переоценить именно сегодня, когда в западных регионах (100%-но дотируемыми из Госбюджета) схрон-«криївку» можно встретить и в центре города (в виде кафе), и в подвале школы (в виде «учебного пособия» по истории). В это же самое время в Крыму на почве земельного вопроса то и дело обостряется крымско-татарское самосознание, а славянское население активно обзаводится «запасными» российскими паспортами. В Бессарабии же мистическим образом растет число этнических румын, а над карпатскими перевалами, ведущими в солнечные долины Паннонии, явственно проступает тень венгерского орла — турула.

Между тем сегодня по-настоящему объединяющими для граждан Украины являются всего два праздника: Новый год с традиционным оливье и так называемые «майские» с не менее традиционными шашлыками. Однако, при всей своей привлекательности оба этих праздника абсолютно космополитичны, так что их проведение, конечно, может на некоторое время снизить накал политических страстей в стране (как это уже наблюдалось зимой 2004-2005 гг.), но в целом отнюдь не способствуют сплочению нации.


Остальные праздники (как старые — День Победы 9 мая и 7-е ноября), так и новые (вроде Дня Памяти жертв Голодомора и т. п.), скорее, способны подлить масла в огонь внутриполитической нестабильности. Попытки же извлечь праздничные даты из более глубокой истории страны (вроде реанимации годовщины Конотопской битвы в противовес разгрому шведов под Полтавой) оказались и вовсе нежизнеспособными.

Что касается праздников истории новейшей, вроде Дня Конституции и Дня Независимости, то в силу достаточно рутинного подхода к их проведению они превратились в обычные выходные дни.

Так что, наряду с прочими проблемами, новой украинской власти придется всерьез взяться и за праздники, чтобы по-настоящему эффективно использовать их потенциал для укрепления стабильности в обществе. Кстати, полезным примером «объединительных» праздников может послужить изящное решение России отмечать 4 ноября День народного Единства (в честь изгнания поляков из Москвы). Заметим также, что слишком уж широкое празднование еще более выдающейся в российской истории даты — 8 сентября (годовщины Куликовской битвы) — в России вполне политкорректно НЕ проводится...

Браться же за решение «праздничного» вопроса украинскому руководству нужно, не откладывая дела в долгий ящик, поскольку избыточный вакуум свободного времени у народа должен быть заполнен хотя бы полезными для государства эмоциями...
Валерий Зайцев

from-ua.com

admin

Коментарі :


 

 

 

Погода

ПОДІЇ

Оголошення

Архів новин

Березень
Січень
Лютий
Березень
Квітень
Травень
Червень
Липень
Серпень
Вересень
Жовтень
Листопад
Грудень
2025
1950
1951
1952
1953
1954
1955
1956
1957
1958
1959
1960
1961
1962
1963
1964
1965
1966
1967
1968
1969
1970
1971
1972
1973
1974
1975
1976
1977
1978
1979
1980
1981
1982
1983
1984
1985
1986
1987
1988
1989
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025
2026
2027
2028
2029
2030
2031
2032
2033
2034
2035
2036
2037
2038
2039
2040
2041
2042
2043
2044
2045
2046
2047
2048
2049
2050
НдлПндВтрСрдЧтвПтнСбт
23
24
25
26
27
28
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00

Влада

Чи влаштовує вас влада в Україні?


Влаштовує
Не влаштовує
Мені однаково


Голосувати/результат