Аналітика: Як українська митниця прагне "прищучити" контрабандистів та мінімізаторів

admin 17.05.2012 11:07 ПОДІЇ

(мовою оригіналу) Чтобы вывести на чистую воду минимизаторов, таможенники заставят всех импортеров пересмотреть привычные схемы поставки товаров

Гостаможслужба активно ищет возможность нарастить сбор налогов, чтобы справиться с повышенными планами.

Едва успели просохнуть чернила подписи главы государства под новым Таможенным кодексом, как ведомство Игоря Калетника готово предложить к нему свои правки.

В распоряжении "ДС" оказались три законопроекта, которые уже отправлены на согласование в Министерство финансов. Поскольку для власти наполнение казны — задача номер один, документы долго у чиновников не залежатся и уже летом могут быть рассмотрены парламентом. А это сулит бизнесу новые поборы на границе.

Посредникам не беспокоиться
Официальной причиной пересмотра таможенного законодательства стало желание ГТСУ прищучить контрабандистов и минимизаторов, детенизировать импортные потоки и защитить добросовестных предпринимателей от нечистых на руку конкурентов.

С этой целью таможенники предлагают ограничить число посредников при проведении внешнеэкономических операций.

Эту инициативу в главном таможенном ведомстве объясняют так: в последнее время фиксируется значительное увеличение случаев, когда поставщики намеренно скрывают и занижают реальную таможенную стоимость товаров путем заключения фиктивных контрактов с оффшорными посредниками.

Чтобы прикрыть эти схемы и предотвратить вывод средств в налоговые гавани, таможенники предлагают законодательно закрепить понятие "прямой внешнеэкономический договор".

Статус такого контракта получат только договоры непосредственно с производителем. Определять таможенную стоимость по цене сделки (а это самый приемлемый метод для предпринимателей, поскольку в данном случае инспекторы не завышают индикативную цену для расчета налогов) будут в первую очередь для товаров, ввозимых по таким прямым договорам.

"Конечно, мы не исключаем, что посредники смогут также оформлять товары по цене, указанной в контракте. Но только после более тщательной проверки", — уточняет глава ГТСУ Игорь Калетник.

По оценкам его подопечных, с начала года доля посреднических контрактов в общем объеме импорта составила 64% в разрезе стоимости (и более 75% по физическим объемам поставки).

Это значит, что в случае внедрения новаций цены на львиную долю ввозимых товаров будут корректироваться инспекторами (их начнут приравнивать к ценам из известной своей непредсказуемостью базы данных ведомства). Результатом станет удорожание импорта, поскольку предприниматели переложат дополнительные расходы на потребителей.

"Многие крупные импортеры исторически имеют схему поставок через посредника — компанию, основным заданием которой является логистика: сбор товаров по всему миру, их маркировка и группирование. Предложенные нововведения, вероятнее всего, заставят именно легальных импортеров задуматься о смене торговой модели", — считает юрист МЮФ Salans Виктория Фоменко.

Если речь идет о крупных корпорациях, при прямой поставке расходы производителя на отгрузку и доставку могут оказаться значительно выше, чем при поставках через сбытовые структуры. А если организация доставки ляжет на покупателя, расходы будут еще выше.

"Ограничения по работе с дилерами и дистрибьюторами (они же и есть посредники) являются нарушением наших обязательств перед ВТО. А это может быть чревато санкциями со стороны тех стран, интересы которых эти посредники представляют", — добавляет юрист ЮФ Felix Оксана Кобзар.

Игорь Калетник не верит в подобные страшилки и уверяет, что многие крупные компании уже перешли на прямые контракты с производителями, чтобы избежать проблем с оформлением и непредвиденных доначислений налогов.

Еще одна инициатива по контролю за посредническими операциями — отслеживание неоплаченных таможенных деклараций.

"Одна из распространенных схем минимизации таможенных платежей заключается в следующем: импортер в действительности закупает товар напрямую, а по документам — у оффшорного посредника. Поставщику неофициально выплачивается полная стоимость товарной партии, а налоги платятся с декларации, предоставленной оффшорным посредником, в которой фигурируют значительно меньшие суммы. Но сам контракт между посредником и получателем товара не выполняется. Теперь мы будем просить: покажите, что проплата действительно имела место", — говорит Игорь Калетник.

Чтобы уменьшить число фиктивных посредников, в ведомстве предлагают внести изменения в Закон "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" и установить предельные сроки оплаты импортных товаров, ввозимых не по прямым договорам, — до 180 дней (сейчас такие сроки не оговорены законодательно).

Подтвердить превышение этих сроков по объективным причинам предприятие сможет, лишь получив соответствующее заключение в Минэкономразвития. Если такая справка отсутствует, взимается пеня в пользу поставщика за каждый день просрочки в размере 0,3% от стоимости неоплаченного товара.

По сути, это рушит характерную для любого бизнеса схему отсрочки платежа, что является конкурентным преимуществом для многих поставщиков, а не свидетельством недобросовестности покупателей.

И приведет к череде проблем, например, в случае если после 100%-ной вынужденной предоплаты товар или услуга окажутся некачественными.

Марки тоже наклеены
Чтобы предотвратить незаконный ввоз товаров, Гостаможслужба предлагает внедрить усиленный контроль за реализацией импорта в рознице. Для этого каждую точку продажи обяжут обзавестись копией таможенной декларации, на основании которой эти товары были ввезены.

Согласно разработанным ГТСУ изменениям в Закон "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" на магазин или супермаркет, нарушившие это правило, будут налагаться штрафы в размере двойной стоимости товара.

Если копию сделать невозможно, ознакомиться с документом можно будет, считав QR-код, нанесенный на специальную марку. Такая марка клеится либо на каждой единице импортного товара, либо на его упаковке.

"Стоимость такой марки будет минимальной. Ее подлинность можно будет проверить с помощью обычного мобильного телефона. Если код не ведет на копию декларации, значит, он поддельный", — поясняет г-н Калетник. Наклеивать марки будут уже после окончания таможенного оформления.

Каким образом система маркировки и выдачи копий таможенных деклараций сможет обезопасить конечных покупателей — непонятно, зато вполне очевидно, что новая система станет дополнительной выкачкой средств из бизнеса.

"Многие мелкие предприниматели закупают товар для реализации в гипермаркетах. Выходит, на кассе им будут выдавать в придачу пачку грузовых таможенных деклараций. Далее: как из декларации будет видно, что реализатор — последний субъект в цепи, продает именно тот товар, который указан в документе? Ведь имя последнего покупателя там не фигурирует, по описанию точно идентифицировать товар можно в редких случаях. Рынок торговли фальшивыми декларациями и марками со QR-кодами расцветет, как сейчас процветают продавцы документов на импортный товар", — отмечает Оксана Кобзар.

Кроме того, непонятно, за чей счет будет осуществляться маркировка. Во сколько, к примеру, обойдется конечному потребителю система, которая позволит изготовить такие марки со штрих-кодом для разных товаров? Об этом таможенники предпочитают пока не говорить.

Их главная задача — максимально усложнить процедуры ввоза товаров. Ведь там, где больше сложностей, увеличивается и риск допустить ошибку. И каждую такую ошибку бизнесу придется щедро оплачивать в виде штрафов.

www.depo.ua

admin

Коментарі :


Додати коментар

 

 

 

Погода

ПОДІЇ

Оголошення

Архів новин

Влада

Чи влаштовує вас влада в Україні?


Влаштовує
Не влаштовує
Мені однаково


Голосувати/результат