Аналітика: Держава готує черговий податковий удар по бідних. Олігархи можуть розслабитися
Правительство Украины основным объектом для "стрижки" по-прежнему считает малообеспеченных граждан. При этом оно делает вид, что в упор не замечает многомиллиардные доходы олигархов и коррупционеров, много лет безнаказанно жирующих на воровстве.
Большой брат следит за тобой
Точно также до Арсения Яценюка поступали и все предыдущие премьеры. На то есть ряд причин. Во-первых, малообеспеченных много.
Во-вторых, большинства из них почти нет возможностей защитить себя и свои доходы от посягательств со стороны дорвавшихся до государственной власти.
С этим связано настойчивое стремление государственной фискальной службы и министерства финансов Украины протолкнуть изменения в Налоговый кодекс (НК), позволяющие узаконить тотальный контроль над доходами граждан.
Речь идет о существенном ограничении расчетов наличными деньгами, мониторинге финансовых операций, включая покупки на определенную сумму – например, от 10 или 20 тыс. грн., и т.д.
О подготовке изменений в НК в начале апреля сообщала замглавы Минфина Елена Макеева. Министр финансов Наталья Яресько 25 апреля на симпозиуме в Киеве подтвердила намерения устроить украинцам "жизнь по-новому" с 1 января 2016 г.
Министр экономики Айварас Абромавичус 28 апреля на международной конференции в Киеве уточнил, что работа над налоговыми законопроектами уже вовсю кипит в стенах Кабмина.
И хотя данные новации преподносятся правительством как направленные на борьбу с коррупционными доходами нечистых на руку чиновников и детенизацию экономики, на практике это обернется очередной стрижкой малоимущих.
Очевидно, что те, кому сейчас в Украине, в отличие от советского подпольного миллионера Александра Корейко, удается жить на широкую ногу при относительно скромных зарплатах - смогут это делать и далее.
А вот, например, пенсионерам, вынужденным для выживания сдавать комнаты и квартиры – после реформы точно не отвертеться от уплаты налогов с получаемого "левого" дохода.
Первой обкаткой для новой налоговой модели, подразумевающей непрямые методы оценки доходов граждан и контроля за ними, станет кампания по оформлению субсидий на оплату услуг ЖКХ, которая стартует в мае.
И если у кого-то в доме/квартире при внезапном визите работников органов соцзащиты обнаружат плазменную ТВ-панель, например, или ноутбук - о субсидии можно забыть. Еще и придется уплатить штраф.
В будущем, таким образом, правительство хочет подойти и к вопросу начисления и уплаты подоходного налога. Определенные подвижки в этом направлении есть и со стороны Национального банка Украины.
Так, еще в начале апреля стало известно о письме НБУ банкам с инструкциями по мониторингу совершаемых гражданами сомнительных финансовых операций. О них предписывается сообщать в налоговую службу.
Пока можно сказать, что первыми под прицел попали украинские ИТ-специалисты, работающие над программным обеспечением для западных компаний на удаленном доступе.
А также родственники заробитчан. Кстати, во втором случае речь идет о попытке двойного налогообложения – если украинцы работают за границей официально.
Так, в письме председателям банков, которое в апреле было опубликовано в СМИ, НБУ требует отслеживать регулярные снятия со счета денег, поступающих из-за границы в качестве переводов, кредитов, материальной помощи, платы за ценные бумаги.
Также сомнительными считаются операции с кредитами, погашенными в ближайшие дни после получения, и обналичивание денег, перечисленных обычным физлицом – не только из-за границы.
СМИ отмечают, что обычным гражданам, не предпринимателям, уже идут телефонные звонки из налоговой службы относительно тех или иных банковских проводок по счетам.
Правда, пока речь идет о достаточно больших суммах, от 50 тыс. грн. Однако планку могут и понизить в любой момент – как только технические возможности налогового контроля позволят это сделать.
Проще говоря, вопрос упирается исключительно в емкость серверов налоговой службы и Госфинмониторинга, а также их быстродействие. Но никак не в соображения социальной справедливости.
Зарубежный опыт…
Оно бы и ничего, если бы платили все. Любой бизнесмен скажет, что уровень налоговой нагрузки не имеет значения – при условии, что она будет одинаковой для всех без исключения участников рынка.
Т.е. не превратится в инструмент обогащения одних за счет других - как это происходит в Украине на протяжении 24 дет независимости. А так вообще-то в других странах с налогами тоже не все однозначно.
Например, в той же Германии для жителей западных областей до сих пор действует специальный налог в фонд развития бывшей ГДР. Когда он вводился в 1989 г., цель была вполне благородная: подтянуть развитие в восточных областях до ФРГ.
Но вот прошло 25 лет и в конце 2014 г. канцлеру Ангеле Меркель немецкие СМИ задали вопрос: почему этот налог не отменяется, ведь бывшие ФРГ и ГДР уже давно на одном уровне?
Нет, не на одном, и западные немцы и дальше будут платить этот налог, ответила А.Меркель, не вдаваясь в более детальные пояснения.
Впрочем, гражданам Германии нет оснований особо жаловаться. В текущем году общая налоговая нагрузка на них уменьшилась в среднем с 60% до 50%. Так что им уже стало полегче.
В других странах ЕС с граждан тоже сдирают немало. Например, в 2014 г. самый большой подоходный налог был в Швеции: 56,9%.
Среди лидеров также можно отметить Португалию – 56,5%, Данию – 55,6%, Бельгию – 53,7%, Испанию и Нидерланды – 52%. Но тут надо учитывать ряд нюансов.
В Украине базовая ставка подоходного налога – "каких-то" 15%. Зато средняя ставка единого социального взноса – 35%. Итого,- выходит те же 50%. Тогда как в Швеции и многих других развитых странах "социалка" минимальна либо вообще отсутствует.
Кроме того, в Швеции средняя зарплата в 2014 была $3823, т.е. за вычетом налогов у среднестатистического шведа на руках оставалось $1648.
В Украине же средняя зарплата составляла $233 и после вычета подоходного наш человек получал $198. Почувствуйте разницу. Кстати, в 2009 г. в Швеции подоходный налог был еще больше: 61%.
Как уже отмечалось, снизился он и в Германии, и в большинстве других стран ЕС. Т.е. там прослеживается отчетливая тенденция к снижению налогов в период экономической рецессии.
…и украинские реалии
В Украине же в условиях жесточайшего кризиса вопреки азам экономической теории налоговое давление только возрастает за счет всевозможных нововведений.
Это и военный сбор в размере 1,5% от дохода, и налог на недвижимость, и дополнительный импортный сбор 5-10%, и 2% сбор в Пенсионный фонд Украины при покупке валюты, и налог на доходы с депозитных вкладов и т.д.
Все это ложится исключительно на простых граждан. Поскольку олигархи и высокопоставленные коррупционеры держат деньги не в украинских банках либо вообще в виде наличности или золотых батонов.
Да и доходов, как таковых, у них по декларациям вообще нет. Следовательно, и военный сбор они также не платят, как и налог с доходов физлиц. Равно как и взносы на социальное общегосударственное обеспечение.
За примером далеко не нужно ходить: глава администрации президента Борис Ложкин в июне 2013 г. продал Украинский медиа-холдинг "младоолигарху" Сергею Курченко.
По данным СМИ, стоимость сделки составила $450-500 млн. На вопрос, почему доходы от продажи не отражены в его декларации, Борис Евгеньевич ответил следующим образом.
"Деньги от продажи UMH - это не сделка, которую лично господин Ложкин совершил с покупателем. Это сделка, которую одни компании совершали с другими компаниями. На то время я передал трастовой компании свои активы, которая, собственно, ими и управляет. Когда господин Ложкин получит от этого личный доход, эта сумма будет задекларирована".
Проще говоря, Борис Евгеньевич положил полученные деньги не на свой личный счет, а на счет оффшорной компании, в которой он является учредителем – через длинную цепочку других оффшоров, владеющих друг другом.
Ну а поскольку Борис Евгеньевич есть конечный собственник оффшорки, то вполне естественно, что может тратить деньги с ее счетов как заблагорассудится. И налог можно не платить.
Его заплатят «пересичные» с продажи квартир, домов, автомобилей. С них снимут стружку по полной, потому что они не такие шустрые и не регистрируют собственность на заграничные фирмы-"прокладки".
К слову, аналогичным образом избежал уплаты налога на доходы физлиц экс-вице-премьер Сергей Тигипко, в 2007 г. продавший ТАС-Бизнесбанк, ТАС-Инвестбанк и ТАС-Коммерцбанк за $750 млн.
Одним словом, - вполне распространенная практика среди украинских олигархов и просто крупных предпринимателей. Оно бы и ничего, но ведь эти люди еще и претендуют на роль элиты, совести нации, ни больше ни меньше.
Кроме того, не стоит забывать, что именно социальная несправедливость, в т.ч. при распределении налоговой нагрузки в обществе, является базисом для революции, т.е. для нового Майдана.
Между тем вся фишка западного общественно-экономического устройства заключается в том, что там налоги платят абсолютно все в соответствии с уровнем доходов. А не только те, кто не может от уплаты уклониться. В конце концов, знаменитого американского мафиози Аль Капоне посадили не за 400 убийств, совершенных в Чикаго по его приказу, а за неуплату налогов.
Из последних примеров на эту тему можно вспомнить любопытный скандал в Нидерландах. Там высокопоставленная сотрудница центробанка в свободное от основной работы время подрабатывала проституцией.
Когда это выяснилось в апреле нынешнего года, женщина лишилась занимаемой высокой руководящей должности. И не за то, что попирала моральные устои – Голландия славится своей либеральностью в данном вопросе.
А именно за то, что не зарегистрировалась для занятий проституцией официально и таким образом не платила налоги. А доход от этой деятельности порой достигал у банковской чиновницы €11000 в неделю.
Вот этого толерантные голландцы простить уже никак не могли. Вот потому о революциях в Западной Европе давно забыли, они там закончились пару столетий назад. То есть буржуи очень тщательно подошли к изучению "Капитала" и других произведений К.Маркса и Ф.Энгельса. Тогда как в Украине – 2 Майдана за 10 лет государство ничему не научили.
И самое печальное, что никаких выводов из этого правящая верхушка не делает. Например, 23 апреля коалиционное большинство вносит поправки в закон о трансфертном ценообразовании.
Основная философия поправок – смягчить нормы закона, призванного стать одним из заслонов для вывода за границу прибыли украинских предприятий, принадлежащих олигархам.
В частности, теперь правила трансфертного ценообразования не будут применяться при расчете налога на добавленную стоимость, а штраф за недекларирование контролируемых внешнеторговых операций уменьшен — с 5% до 1% от суммы сделки.
Т.е. олигархи опять получили от народных избранников нехилую поблажку - в условиях, когда жизнь для самого народа становится все тяжелее и тяжелее.
И это при том, что от прежних регионалов в Раде нынешнего созыва остались жалкие ошметки. А депутатские мандаты получило довольно много активистов Майдана и представителей добровольческих батальонов, выдвигавших антиолигархические лозунги.
Виталий Крымов. Специально для "ОстроВа"
http://www.ostro.org/
admin
Коментарі :
Додати коментар