Аналітика: Козирною картою в рукаві кандидатки в президенти Юлії Тимошенко назвали... зрив виборів
(мовою оригіналу) Хотя, этот "варварский" сценарий потребует у патриотки Юли синхронизации действий с агрессором — медвепутинским Кремлем
Итак, основная интрига президентских выборов сформирована предельно четко — это борьба Юлии Тимошенко и Петра Порошенко. У этих политиков своя история отношений. Их противостояние в 2005 году вызвало грандиозный раскол в победившей тогда после первого Майдана оранжевой коалиции и породило цепочку событий, которые привели к власти в 2010 году третью силу в лице Виктора Януковича. К чему приведет нынешнее противостояние и кто в результате него окажется победителем, увидим в ближайшие месяцы.
Венская коалиция Петра Порошенко
Главной новостью последних дней стал отказ Виталия Кличко участвовать в президентской кампании в пользу Петра Порошенко. Впрочем, по информации «Вестей», решение было принято на несколько дней раньше — когда Кличко и Порошенко слетали в Вену, где и была подписана договоренность, причем стояли под ней подписи еще двух влиятельных людей — миллиардера Дмитрия Фирташа и экс-главы АП Сергея Левочкина (в СМИ их называли главными спонсорами Кличко).
Мотивы Фирташа и Левочкина понятны: победа Тимошенко грозит уничтожить их бизнес-группу. С другой стороны, эта группа потеряла возможности влияния на Партию регионов (об этом дальше) и потому сделала выбор в пользу наиболее рейтинговой альтернативы Юле в лице Петра Порошенко (участие в выборах Кличко значительно уменьшало шансы обоих на выход во второй тур). С этой точки зрения субботнее заявление Левочкина, поприветствовавшего альянс Порошенко – Кличко, вполне логично.
Этот союз значительно повышает шансы Порошенко на выход во второй тур и победу на выборах. Помимо простого сложения рейтингов, «венская коалиция» дает ему многие недостающие элементы. Например, телеканал «Интер» как средство влияния на неполитизированную аудиторию, не охватываемую «5 каналом» (принадлежит Порошенко).
В целом Порошенко будет продолжать опираться на имидж, который был наработан им за последние месяцы: один из лидеров Майдана, но непричастный к успевшей многих разочаровать официальной оппозиционной тройке Кличко – Тягнибок – Яценюк,. Достаточно умеренный политик, чуждый радикализма националистов и при этом формально никак не связанный с нынешней властью, которая предпринимает непопулярные шаги.
Главный минус для Порошенко — память о его предыдущем походе во власть в 2005 году, когда он был секретарем СНБО. Оппоненты обвиняли его во всем том, в чем после 2010 года обвиняли Януковича и его семью, — крышевании коррупционных схем, попытке взять под контроль судебную систему и правоохранительные органы, отъеме бизнеса. В СМИ муссировались слухи, что Порошенко якобы вымогал у Рината Ахметова часть его собственности, а чтобы Ринат был сговорчивее, организовал арест Бориса Колесникова (друга Ахметова). Сам Порошенко все эти слухи опровергал (в том числе и через соответствующие решения судов), но осадочек остался. Также Порошенко на юго-востоке все-таки ассоциируется с Майданом. Кроме того, он голосовал за непопулярные законы Яценюка по экономии бюджета и увеличению налогов, что ему, вероятно, тоже еще не раз припомнят.
Юля: надежда на козырь в рукаве
Что хорошо для Порошенко, то плохо для Тимошенко — образование венской коалиции снижает ее шансы на попадание во второй тур и на победу в нем. Тем более против Тимошенко уже давно ведется мощная и хорошо скоординированная пиар-кампания, основной тезис которой: «Тимошенко — политик прошлого, поэтому ей нужно уступить место другим». В СМИ идут «сливы», что скептически относятся к ее кандидатуре и в ЕС, считая склонной к авторитаризму.
Все это ставит перед Тимошенко две задачи. Первая — целенаправленная работа против Порошенко. В этом контексте стоит ожидать и новых попыток национализации «Интера», и попытки нейтрализовать «5 канал», и припоминания давних высказываний о «соплях и слезах». Вторая задача Тимошенко — дробление электората юго-востока: угроза непопадания во второй тур исходит именно оттуда, а потому Юле нужно несколько юго-восточных лидеров, набирающих по 5–10%, вместо одного, берущего 20-25%. Правда, для Юли идеальным спарринг-партнером во втором туре тоже является кандидат от юго-востока, но, учитывая усилившиеся позиции Порошенко, вероятность пары Тимошенко – Добкин небольшая.
Но у Юли в рукаве есть другой козырь — срыв выборов. Этот сценарий рискован, потому что требует договоренности с регионалами и, скажем так, синхронизации действий с Кремлем (объявления военного положения после ограниченного вторжения или его имитации), однако о нем уже говорят в «Батькивщине». Но это все же самый крайний вариант. Пока же у команды Тимошенко больше расчета на скрытый электорат, на каждых выборах прибавлявший ей 5–8% по сравнению с рейтингами, да на Юлино неординарное умение выкладывать пиар-козыри перед самими выборами.
Расколотый майдан
Противостояние двух оранжевых вождей могло бы дать фору единому кандидату от антимайдановских сил (как это уже не раз бывало в прошлом). Если бы такой кандидат был. Но его нет и не предвидится.
Прежде всего, несмотря на наличие самого высокого рейтинга среди партийцев у Сергея Тигипко, Партия регионов выдвинула в президенты явно менее проходного Михаила Добкина, которого поддержал крупный донецкий бизнес в лице Рината Ахметова и Бориса Колесникова. С ПР за спиной Добкин может обойти Тигипко (хотя и не факт), однако реальные шансы на второй тур у него появляются только в случае снятия последнего с предвыборной гонки (что крайне маловероятно). Тем более что после бегства Януковича Партия регионов сильно сдала — в ряде областей развалились парторганизации, велико разочарование ее избирателей. Многие вообще не хотят идти на выборы, считая их незаконными.
Однако шанс у Добкина все же есть. По последним опросам, даже сейчас 27% украинцев выступают за вхождение в Таможенный союз (а по мере затягивания поясов от МВФ их будет больше), и если Добкин вместе со стоящей за ним ПР займет четкую «юго-восточную» позицию, он станет главным претендентом на эти 27%. Имидж Тигипко более центристский, и соперником в этом случае он не станет, откусив скорее, голоса у того же Порошенко. Правда, на пророссийском поле останутся Олег Царев (наиболее последовательный сторонник союза с Россией в Партии Регионов) и лидер коммунистов Петр Симоненко. Но при одинаковой риторике на фоне кандидата от ПР они будут смотреться хуже (хотя также могут взять немало голосов).
Поэтому можно предположить, что риторика Добкина станет все более радикальной, чтобы максимально мобилизовать избирателя юго-востока. В конце концов отступать регионалам уже некуда — это вопрос выживания самой партии, которой кровь из носу нужен кандидат во втором туре выборов. Иначе уже летом на ее обломках появятся две другие партии: умеренная с Тигипко и радикальная с Царевым.
Хотя, решить задачу выхода во второй тур и Добкину, и Тигипко будет очень сложно. Во-первых, после отделения Крыма количество избирателей юго-востока сократилось. Во-вторых, кандидатов на оставшихся избирателей все-таки слишком много - велик риск, что все они возьмут по 4-12% и не выйдут в финал гонки. Регионалам остается надеяться, что власть допустит за оставшееся до конца мая время столько ошибок и вляпается в такое количество скандалов, что избиратели забудут прежние обиды и разочарования и вновь проголосуют за кандидата от ПР.
Петя и Юля: история борьбы
Судьбы Юлии Тимошенко и Петра Порошенко круто пересеклись в 2005 году после победы Виктора Ющенко. Оба претендовали на пост премьера, но новый президент все-таки решил сдержать данное Тимошенко обещание, при этом одновременно назначив Порошенко секретарем СНБО. Противостояние этих двух политиков было главным содержанием постмайдановской политической жизни вплоть до сентября 2005-го, когда Тимошенко попыталась устроить переворот, устранив из окружения Ющенко Порошенко и его тогдашних союзников, которым она навесила ярлык «любых друзив». Но противостояние закончилось плачевно для обоих: Ющенко уволил Порошенко из СНБО, а Тимошенко из Кабмина.
Сразу после отставки Тимошенко дала пространное интервью телеканалу «Интер», обвинив Порошенко в коррупции и во всех прочих грехах, превратив его на несколько месяцев в главного «Карабаса-Барабаса» украинской политики: «Но рок есть рок. Именно в этот момент в кабинет президента Ющенко без предупреждения, без приглашения, без стука ворвался Петр Порошенко. Он весь был, простите, в слезах и соплях и начал кричать, что с него сняли депутатство, что это было поддержано фракцией Блока Юлии Тимошенко, что это предатели. Все это, честно говоря, выглядело комично. Но президент посмотрел, встал, повернулся ко мне спиной и сказал: «Разговор окончен». После такого удара Петр Алексеевич долго не мог вернуться на властную орбиту — вплоть до 2009 года, когда по предложению Тимошенко (ей накануне выборов президента нужна была поддержка всех групп влияния) его избрали министром иностранных дел. Но это был очень непродолжительный период сближения двух давних соперников. После поражения Леди Ю. на выборах 2010 года их пути снова разошлись: вскоре она оказалась в тюрьме, а он — в правительстве Николая Азарова, затем снова в умеренной оппозиции и, наконец, на трибуне Майдана.
Ударная Рокировка
Для Кличко съезд был «грустным праздником»: он согласился уступить дорогу Петру Порошенко, отведя себе скромную роль кандидата в мэры столицы. Рокировка далась нелегко. Ударовец Сергей Куницын рассказал, что до рядовых депутатов решение об объединении УДАРа с «Солидарностью» Порошенко донесли за час до начала.
Выступая, Кличко сохранял торжественный, но мрачный вид. «Сейчас время, когда каждый политик должен думать о судьбе государства, а не об амбициях. Демсилам нужен единый кандидат. «Нет!» войне всех против всех, — тезисы зачитывались с театральными паузами. — Кандидатом должен быть тот, у кого наивысшие шансы. Таковым сейчас является Петр Порошенко».
Сам Порошенко появился в зале за две минуты до полудня. В противоположность Кличко, он буквально сиял: «Случая, когда два политика с высоким рейтингом объединяли бы усилия, еще не было в современной Украине. И я не чувствую себя тут в стане иной команды: Ирина Геращенко, Виктор Пинзеник, Мария Матиос, Виталий Ковальчук — я работал со всеми».
Объединение УДАРа и «Солидарности» скрепили подписями и декларацией, согласно которой единый строй сохранится не только на президентские и мэрские выборы, но и на парламентские и местные. Учитывая, что ресурсом в виде разветвленной партструктуры на местах, а также сетью членов комиссий на участках обладает только партия Кличко, интеграция будет вертикальной: Порошенко попросту возглавит партию и введет своих людей в штаб. Формальное руководство могут оставить за людьми Кличко: штаб отдадут Виталию Ковальчуку, «мозговой центр» — ударовцу Ростиславу Павленко и опытному технологу Игорю Грыниву (отвечал за социологию в штабе Тимошенко-2010).
Настроения в УДАРе пораженческие. После съезда Ковальчук специально задержался, чтобы популярно объяснить делегатам: рейтинг тяжеловеса начал падать, и если бы он не снял кандидатуру, его бы окончательно «съели». Но многие рядовые партийцы по-прежнему считают, что последний рейтинг Кличко (14,6% от «Социса») — не предел, неуверенных избирателей можно было бы мобилизовать, и Кличко мог бы выйти во второй тур. А так получается — упустил свой шанс.
Праздник Юлии
Для выдвижения Тимошенко «Батькивщина» выбрала максимально символичное место. На Софийской площади в Киеве «Батькивщина» часто митинговала в последние годы.
Собрать солидный митинг не получилось: тут и там строй зиял пустотами. Не было «кворума» и под сценой. Собрание проигнорировал Александр Турчинов, не явилась ни группа особо приближенных депутатов, ни ее дочь Евгения, ни даже тетя Антонина Ульяхина. Ситуацию немного спасал уровень представительства на сцене: выступил Арсений Яценюк, Михаил Саакашвили, патриарх Филарет.
Перед началом многих волновал вопрос, как именно обставят появление экс-премьера. Ее выкатят на коляске? Выведут под руку? Нужно отдать должное организаторам — проблему решили элегантнее. На сцену вышла молодежь с нарисованным на лицах флагом Украины. Тимошенко появилась, раздвинув людей, словно занавес.
Говорила долго, без конкретики: обещала вернуть Крым и расправиться с Путиным, победить коррупцию и доверить оппозиции контроль над бюджетными расходами. Больше всего упоминаний не экономического положения, а Небесной сотни — с дрожью в голосе. Минуту молчания объявляли дважды. Под конец Тимошенко сделала эффектный ход, представив доверенных лиц «с Майдана»: волонтера, врача, интенданта, ведущего сцены и бойца одной из сотен.
В поддержку Тимошенко выступил Юрий Луценко, призвав ее «до основанья» разрушать олигархическую систему. «Майдан не смог вырвать корень, который снова воспроизводит бандитско-уголовную систему. Диктатуру партии холеры сменила коалиция фракций дизентерии», — разгромил коллег Луценко. Позже он дал понять каких олигархов имел в виду, заявив, что «клан Фирташа-Левочкина» уже разработал план возвращения во власть» (намекая на слухи о том, что к снятию в пользу Порошенко Кличко подтолкнули именно эти два человека). Кандидата Тимошенко утвердили простым проверенным способом — народным голосованием. Разумеется, единогласно.
ПР двинула Добкина
Съезда Партии регионов в самой ПР ожидали с опаской, так как на нем ожидалось противостояние сторонников выдвижения двух кандидатов — Сергея Тигипко (на него делала ставку влиятельная группа экс-главы Администрации президента Сергея Левочкина) и Михаила Добкина (за него, помимо собственно харьковских регионалов, поставил также богатейший украинец Ринат Ахметов и его люди в партии).
По теме Добкин проведет избирательную кампанию "за свои"
Несмотря на то, что в руководстве регионалов преобладали сторонники Добкина, уверенности в успехе у них, видимо, не было, и потому накануне съезда, в пятницу, в гостинице «Интерконтиненталь» собрался политсовет с участием руководителей областных организаций, после которого прессе официально был представлен Добкин, за которого высказалось все руководство партии, кроме представителей Запорожской и Кировоградской организаций. Впрочем, по неофициальной информации, были и другие недовольные — в частности, лидер Черновицкой организации Михаил Папиев и его коллеги из других западноукраинских областей. Но восточные области — базовые для ПР — высказались за Добкина, и это стало фактически победой группы Ахметова над группой Левочкина–Фирташа, которая теперь, скорее всего, создаст новую партию.
Руководил политсоветом и последующим представлением кандидата бывший вице-премьер Борис Колесников, который, как стало известно после съезда, стал секретарем президиума политсовета ПР — этот пост введен вместо должности председателя, и у него менее значимый статус, чем тот, что ранее был у Виктора Януковича и Николая Азарова. Реальное же руководство будет осуществлять коллективный президиум, в который вошли Борис Колесников (соратник Ахметова), Александр Вилкул (Днепропетровская область, соратник Ахметова), Владимир Рыбак («старая гвардия»), Михаил Добкин (Харьков), Александр Ефремов (Луганск), Вадим Новинский (партнер Ахметова), Николай Левченко (Донецк) и Александр Ледида (Закарпатье, представляющий Западную Украину). Что касается Януковича и Азарова, их на съезде из партии исключили.
Сам съезд по традиции проходил в выставочном центре на левом берегу и был закрытым для прессы. Несмотря на ряд анонимных заявлений об ожидающемся демарше против кандидатуры Добкина, реально особого противостояния не было: большинство проголосовало за него.
Вейдер создаст "звезду смерти"
Остальные партсъезды проходили без пристального внимания прессы, а значит, зрелищными по определению не были. Исключение — Интернет-партия и выдвижение ее кандидата, Дарта Вейдера. Драматургию соблюли в деталях: в ЦИК владыку ситхов сопровождали штурмовики в масках. В списке предвыборных обещаний, переданных «Вестям», — превратить Украину в империю, построить Звезду смерти под Чернобылем для защиты рубежей родины от соседей, придать языку ситхов статус второго государственного. И неожиданно — вернуть Крым за три дня. «Я сделаю ему (Путину) такое предложение, от которого он не сможет оказаться», — пообещал Вейдер «Вестям».
«Дарт Алексеевич Вейдер — реальные имя и фамилия человека. Насколько мне известно, мужчина сменил их несколько лет назад и совершенно официально», — рассказал пресс-секретарь ЦИК Константин Хивренко.
Нам удалось узнать, что под маской скрывается 56-летний одесский активист, который ранее участвовал во многих акциях в своем городе.
К вчерашнему вечеру в ЦИК принесли документы 41 человек, но лишь 24 из них удалось собрать полный комплект (остальным не хватило квитанции о переводе залоговых 2,5 млн грн). Пока зарегистрировали семерых: экс-замглавы ГПУ Рината Кузьмина, бывшего вице-премьера Юрия Бойко, Михаила Добкина, Сергея Тигипко, Вадима Рабиновича, экс-нардепа Валерия Коновалюка и бизнесмена Владимира Саранова. Сегодня — очередное заседание ЦИК, на котором могут получить «корочки» Порошенко и Тимошенко.
В целом от условной «коалиции Майдана» идет не меньше кандидатов, чем от условного «Антимайдана». Это и лидер «Свободы» Олег Тягнибок, и Анатолий Гриценко, и Олег Ляшко, и Дмитрий Ярош, и Ольга Богомолец, и лидер УНП Александр Клименко, а также бывший глава разведки Николай Маломуж (активно появляющийся в последнее время в СМИ на тему Крыма и возможной войны с Россией).
Такое обилие кандидатов может существенно скорректировать рейтинги как Юлии Тимошенко, так и Петра Порошенко, откусив у них по чуть-чуть проценты.
Тарас Козуб , Дмитрий Коротков
http://vesti.ua/
admin
Коментарі :
Додати коментар