Аналітика: Україна — курс на сінгапурську модель державотворення

admin 08.05.2014 10:50 ПОДІЇ

Україні слід іти "європейським шляхом", використовуючи сінгапурський досвід. Польща, Угорщина, Чехія теж показали ріст. Певно, істина десь посередині. (Рос.)


В последнее время, рассматривая варианты выведения Украины из кризиса, все чаще упоминают Сингапур.
Экономическое чудо, азиатский тигр, выпрыгнувший за рекордно короткий срок из стран "третьего мира" в самые передовые государства. Так о нем говорят.
Многие экономические индексы и индикаторы сегодняшнего Сингапура - на уровне или даже выше наиболее развитых стран Европы и даже США.
На дату обретения независимости Сингапур был бедной страной. Не было никаких ресурсов, приходилось импортировать даже воду.
Треть населения симпатизировала коммунистам. Около 40% - неграмотные. Шансы на блестящее будущее были равны нулю.
Однако Сингапуру повезло: вытягивать его из традиционной бедности взялся талантливый человек - Ли Куан Ю. Он построил новый Сингапур.
В нем нет коррупции, и это в Азии, где коррупция традиционна. В нем профессиональное высокооплачиваемое правительство - премьер Сингапура является самым высокооплачиваемым госслужащим в мире.
В нем легкие и прозрачные условия ведения бизнеса, небольшие налоги, постоянный огромный приток иностранных инвестиций.
Деньги там зарабатываются в самых "вкусных" отраслях: финансовой сфере, фармацевтике, торговле, электронике, биотехнологиях, на транспорте.
Там существуют жесткие наказания. За преступления - смертная казнь через повешение, за административные проступки - огромные штрафы: за выброшенный мимо урны окурок придется заплатить 600 долл.
Справка
Площадь Сингапура - 714,3 км². Для сравнения: площадь Киева - 843 км².
Население - 5 млн человек.
ВВП, номинальный, 2011 год - 315 млрд долл.
ВВП на душу населения, 2010 год - 62,1 тыс долл.
В индексе глобальной конкурентноспособности Сингапур занимает второе место в мире, уступая Швейцарии.
Рост экономики в Сингапуре: в среднем 8% ежегодно с 1960 года по 1999 год.
На начало строительства нового Сингапура экономическая ситуация была тяжелой. "Мы имели лишь трудолюбивых людей, хорошую инфраструктуру и правительство, решившее быть честным", - вспоминает Ли Куан Ю.
А что в Украине? Ее площадь - 603 623 км², население - 45,2 млн чел. ВВП на душу населения - 7 421 долл. Доля промышленности в структуре ВВП - 34,4%, услуг - 56,2%. Индекс развития человеческого потенциала высокий - 0,74.
Украина богата природными ресурсами: водой, черноземами, рудами черных и цветных металлов, углем, сланцевым газом. Есть немного нефти.
Тем не менее, в 2011 году журнал Forbes поместил Украину на четвертое место после Гвинеи в рейтинге десяти худших экономик мира.
Хотя Украина имеет богатые земли, минеральные ресурсы и может стать ведущей европейской экономикой, ее ВВП на душу населения находится далеко позади даже таких стран, как Сербия и Болгария, говорится в статье.

Госдепартамент США отмечает такие недостатки Украины: сложные законы и постановления, плохое корпоративное управление, слабое осуществление договорного права судами, высокий уровень коррупции. Первый промежуточный вывод: "входящие условия" Украины значительно лучше, чем у Сингапура.
Одной из первых задач властей Сингапура было искоренение коррупции. Для Украины это тоже проблема. Зная ее уровень, трудно поверить, что это можно преодолеть. Тем не менее, опыт Сингапура показывает: можно. Для этого в Сингапуре сделали следующие шаги.
1. Упрощение процедур принятия решений и удаление двусмысленности в законах, издания простых правил, вплоть до отмены разрешений.
2. Резкое увеличение зарплаты судей. После люстрации на судейские должности были привлечены лучшие частные адвокаты. Зарплата судьи выросла до нескольких сотен тысяч долларов в год, а позже - перевалила 1 млн долл.
3. Замена личного состава милиции. Недисциплинированных малайцев заменили на более организованных китайцев.
4. Жесткое подавление триад - мафиозных группировок.
5. Увеличение зарплаты госслужащих, занимающих ответственные посты. В Сингапуре зарплаты подняты до уровня топ-менеджеров частных корпораций.
6. Создание независимого органа для борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти. Расследования были инициированы даже против близких родственников Ли Куан Ю. Ряд министров, уличенных в коррупции, были приговорены к различным срокам заключения либо покончили жизнь самоубийством.
Если рассмотреть эти пункты, возникают сомнения в их осуществимости в Украине. Некоторые вещи сделать сложно, но возможно. К выполнимым относятся: упрощение процедур и принятие ясных законов, люстрация, создание независимого органа по борьбе с коррупцией. Сложно, но выполнимо.
Однако как быть с поднятием зарплат судей и госслужащих? Только заикнись об этом - и новая революция сметет все на своем пути. Впрочем, иначе не получится. Какой талантливый человек пойдет работать на зарплату чиновника?
Талантливые топ-менеджеры редки. Их обязательно переманят из госчиновников, заберут в успешные бизнесструктуры, где будут платить европейскую зарплату.
Если Украина действительно хочет преодолеть коррупцию, то полумерами не обойтись. Готова ли она пройти путем Сингапура? Только точное соблюдение рецепта гарантирует незабываемый вкус блюда. Ли Куан Ю предупреждал: "Если наверху - более слабые люди, то вся система медленно рушится. Это неизбежно".

Он не жалел лестных сравнений: "Успешные управляющие - как жемчужины в песке. На пляже много красивых камешков, но это просто галька. Иногда наталкиваешься на настоящую драгоценность, подбираешь ее, полируешь. Для этого нужны энергия, задор, умение общаться с людьми".
Стратег понимал сомневающихся и сокрушался: "Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять: талантливые люди - наиболее ценное достояние страны". Второй промежуточный вывод: чтобы искоренить коррупцию, нужно резко увеличить зарплаты госчиновникам и судьям.
В Сингапуре небольшие налоги. Налог на прибыль - 17%, ежегодный налог на недвижимость - 4% от стоимости недвижимости при условии собственного проживания и 10% - при сдаче в аренду. Налог с продаж - 7%, налог при выплатах нерезидентам Сингапура - 10-20%, налог на доходы физлиц - 0-20%.
Есть еще ряд "неосновных" налогов: гербовый сбор, транспортный налог, таможенные сборы и акцизы, налог на ставки (лотерея, тотализатор), налог на доходы казино, сбор за использование иностранных рабочих.
Основные ставки налогов в Украине: налог на прибыль предприятий - 18%,
налог на добавленную стоимость - 20%, налог на доходы физлиц 15-17% (на некоторые доходы существуют пониженные ставки - 0%, 5%. Есть несколько "неосновных" налогов и льготных систем налогообложения (единый налог).
То есть ставки налогообложения в Украине вполне сравнимы с сингапурскими, а в некоторых случаях сингапурские налоги значительно выше.
Например, налог на владение квартирой стоимостью 1 млн долл для собственного проживания - недвижимость в Сингапуре очень дорогая - составляет 40 тыс долл в год. В Украине такая квартира может вообще не облагаться налогом, поскольку ставка налогообложения привязана к площади квартиры, а не к ее стоимости.
Обсуждать можно только 20-процентный украинский НДС, который в Сингапуре заменен 7-процентным налогом с продаж. Вообще говоря, последний в мире считается чрезвычайно большим и регрессивным. Почему же в Сингапуре он способствует развитию экономики, а не ее упадку?
Налог с продаж - непрямой налог, он "накручивается" на цену и уплачивается при каждой продаже товара. Основной недостаток налога - "кумулятивный эффект", делающий неконкурентноспособной высокотехнологическую продукцию и превращающий страну в сырьевой придаток.
Классический пример, для ставки налога с продаж 10%, выглядит так. При продаже руды уплачивается налог с продаж в размере 10%. Небольшой размер налоговой составляющей в цене товара "руда" делает выгодным его добычу.

При продаже авто образуется большое количество "переделов" - перепродаж: руда - медь - проволока - стартер - двигатель - автомобиль. В итоге, на "чистую" себестоимость товара накручивается суммарный налог с продаж в размере 77%.
Такой большой процент в цене высокотехнологичного товара делает его чрезмерно дорогим и неконкурентноспособным на мировом рынке. Получается, что чем высокотехнологичнее товар, тем более невыгодно его производить. В этом состоит суть "кумулятивного эффекта" налога с продаж.
Почему же в Сингапуре налог с продаж работает по-другому, стимулируя производство высокотехнологичной продукции? Все просто: Сингапур - чрезвычайно маленькая страна. В ней невозможно осуществить полный цикл производства автомобиля, начиная от руды и кончая готовым продуктом.
Сингапур решил взять на себя только одну операцию из цепочки, ту, которая дает максимальную прибавочную стоимость - самую высокотехнологичную операцию. В связи с этим Сингапур, например, не добывает кремний, не производит из него полуфабрикаты, а производит электронику. Всего один цикл "продаж".
Сингапур не добывает нефть, но перерабатывает ее, это одна из важнейших статей экспорта. Отбирая из "цепочки переделов" только одну операцию, имеющую максимально высокую прибавочную стоимость, Сингапур нейтрализовал отрицательный кумулятивный эффект налога с продаж.
Украина значительно больше Сингапура. Кроме того, большая часть производства имеет полный цикл, поэтому применение налога продаж в условиях Украины неэффективно. Вместо этого применяют "распределенный налог с продаж" - НДС. Этот налог снимает отрицательные нюансы налога с продаж.
Итак, налоги в Сингапуре вполне сравнимы с украинскими. Говорить о "маленьких сингапурских налогах" можно лишь в сравнении с большими европейскими и американскими налогами. Например, ставка корпоративного налога в США - 35%.
Большинство экспертов соглашаются с тем, что налоговая нагрузка в Украине вполне приемлема. Безусловно, здесь есть место для усовершенствования, но основная проблема в другом: запутанности налогового законодательства, сложности ведения учета и администрирования, коррупции.
На что еще необходимо обратить внимание при анализе сингапурского чуда? Ли Куан Ю делал все возможное для привлечения инвестиций и улучшения инвестиционного климата. Вот как он поясняет великолепные результаты.

"Если бы мне пришлось описать одним словом, почему Сингапур достиг успеха, то этим словом было бы "доверие". В борьбе за выживание мы руководствовались принципом: Сингапур должен стать более организованным, эффективным, энергичным, нежели другие страны региона.
Если бы мы были просто так же хороши, как и наши соседи, у предпринимателей не было бы никаких оснований строить свой бизнес в Сингапуре. Мы должны были создать для инвесторов возможности работать в Сингапуре успешно и прибыльно, несмотря на отсутствие внутреннего рынка и природных ресурсов".
Итак, основные шаги, которые нужно сделать Украине, понятны. Однако в Украине в ближайшее время сделать это не получится. Есть три причины.
1. Отсутствие национального лидера уровня Ли Куан Ю. На политическом Олимпе нет столь умного, сильного, энергичного, талантливого и решительного лидера.
2. Разница в менталитетах. Сингапур - Азия, Украина - Европа. Для Европы привычны и обязательны принципы демократии. В Сингапуре такого нет. Ли Куан Ю не считал, что европейская демократия является необходимостью.
"До того как общество сможет успешно использовать подобную демократическую политическую систему, народ должен достичь высокого уровня образования и экономического развития, создать значительный средний класс, а жизнь людей должна перестать быть борьбой за выживание", - говорил он.
3. МВФ. Украина в ближайшее время получит значительное финансирование от МВФ, а там - свои условия. Многие - несовместимы с сингапурской практикой.
Вероятно, Украине нужно идти более "европейским путем", по возможности используя сингапурский опыт. Польша, Венгрия, Чехия, страны Балтии также показали хороший экономический рост. Скорее всего, истина где-то посередине.

Олена Жукова

epravda.com.ua/columns/2014/05/8/449088

admin

Коментарі :


Додати коментар

 

 

 

Погода

ПОДІЇ

Оголошення

Архів новин

Влада

Чи влаштовує вас влада в Україні?


Влаштовує
Не влаштовує
Мені однаково


Голосувати/результат