Аналітика мовою оригіналу: Беглые хохлы. Портреты украинских эмигрантов
Люди, покидающие Украину, часто пытаются найти этому какое-то оправдание…
Такое впечатление, что они то ли не совсем уверены в правильности своего решения, то ли стыдятся своего выбора. Наверное, это чувство осталось в нас ещё с советских времён, когда каждый эмигрант объявлялся практически предателем родины, врагом народа и наймитом мирового сионизма (или ЦРУ). «Чего же вам у нас не хватало?!» - гневно вопрошали уехавших сердитые рабочие в спецовках из тех, кто «не читал, но осуждаю». Уезжающие, с виновато бегающими глазами, стыдливо бурчали что-то про свободу, колбасу или горячо любимую тетушку Сару, которых так недоставало. И почему-то почти никто не говорил, что ему просто больше нравится средиземноморский климат или что он с детства мечтал пожить в городе гигантских небоскребов…
Едут и едут
Но времена поголовного патриотизма и безответной любви к суровой родине остались в прошлом. Говорят, что сегодня украинцы делятся на тех, кто с раздражением восклицает «блин, надо отсюда валить!», и тех, кто ехидно хвастается «а я уже свалил, лохи!».
Преувеличение это или нет, но по данным опросов за последние пару лет, около 45% молодых украинцев (в возрасте от 15 до 30 лет) хотели бы уехать за границу на учебу или заработки. И 50% желают покинуть Неньку навсегда. Таковы настроения среди самой перспективной, самой работоспособной части нашего общества. Нашего, можно сказать, будущего. По сути, это приговор. Наша молодежь не покинула Украину в полном составе, как гамельнские дети, лишь потому, что далеко не все имеют такой возможности, кто-то просто не может решиться, а кому-то и вовсе лень. Это нас и спасает.
Но спасает ли? Те, кто очень хочет, кто готов преодолеть все препятствия, кто может предложить за границей свой блестящий ум или золотые руки – те уже покинули Украину. По приблизительным оценкам, с 1991 года нашу страну навсегда покинули около 5 миллионов граждан, что, в основном, и стало причиной столь резкого сокращения населения. Всемирный банк называет цифру в 6,5 миллиона, некоторые социальные службы - в 7-8 миллионов эмигрантов.
Подсчитать точное количество «сваливших» весьма затруднительно: кто-то уезжает лишь на время, а потом возвращается, кто-то находится в неопределенном положении (живя за границей, но числясь тут), а кто-то уже стал гражданином другой страны, но забыл или не захотел сдать украинский паспорт. Тем более, что нынче отказ от гражданства Украины сделали процедурой весьма сложной и дорогостоящей. Видимо, надеясь удержать своих разбегающихся граждан силой. Но это приводит лишь к тому, что эмигранты просто зашвыривают свой синий паспорт на антресоли.
Кто в результате остается в Украине, помимо тех людей, которые неплохо живут и работают тут, на родине, не имея никакого намерения её покидать? Остаются далеко не самые лучшие представители нации: бестолочи, лентяи, неудачники, сидящие на шее у престарелых родителей. Остаются откровенные дуры и кикиморы, которых не берут даже африканцы. Остаются алкоголики и наркоманы. Словом, как говорили в старину, «генетический мусор». Наше, блин, будущее…
Вернувшиеся
Из моего класса, насчитывавшего к выпуску 36 мальчишек и девчонок, за границу уехала ровно треть. Туда же отправилась почти половина друзей детства, с которыми я когда-то делал первые шаги и делил ведерко в песочнице. Большинство отправились в Германию, другие подались кто в Россию, кто в Израиль, три девчонки вышли замуж за англичан, один оригинал обосновался в Пуэрто-Рико.
Первым перешагнул границу Гриша, сменивший имя на Гершеля. Он же первым вернулся обратно. Честно говоря, он так торопился на Землю Обетованную только для того, чтобы не загреметь в разваливающуюся советскую армию последнего года её существования. Гриша - натура творческая, ранимая, выросшая на нежной маминой диете. Дедовщина и перловка со ставридой ему категорически противопоказаны. Гриша не учел одного – что после предоставления израильского гражданства его забреют в ЦАХАЛ. Там, конечно, нет дедовщины, да и кормят куда лучше, но сама мысль бежать куда-то в военной форме так напугала Гришу, что он вернулся обратно в Украину, где обнаружил, что тут можно спокойно жить с израильским паспортом и не служить в украинской армии.
Подобных «возвращенцев» - примерно треть от общего числа нынешних эмигрантов, решивших было поискать лучшей жизни, но так её и не нашедшей. По каким-то причинам им не удалось там закрепиться и прижиться. Такое особенно часто случается с людьми, которые эмигрируют наобум, «куда кривая американской мечты выведет». А вы представляете, что такое неустроенные эмигранты? Это толпы, заполоняющие гетто, скитающиеся в поисках какого-нибудь заработка. Неудивительно, что власти западных стран пытаются как-то сдерживать их поток.
Люди без нужной профессии и навыков работы. Не имеющие образования, а часто не знающие языка. Горе-бизнесмены и прожектеры. Избалованные любители комфорта, которые ошибочно считали, что на Западе им сразу же предложат хорошую работу в офисе и пакет всех социальных услуг. Откровенные неудачники. А с увеличением числа украинских эмигрантов и гастарбайтеров, оседающих компактными группами, появились и просто едущие «к нашим». Мол, там же дядя Мыкола, тетка Наталья, кум Степан, одноклассник брата жены – свои люди, помогут где-нибудь пристроиться! Такая эмиграция уже напоминает массовое переселение азиатов и африканцев, едущих в Европу целыми деревнями.
Впрочем, если брать страны по отдельности, Украина давно заткнула за пояс и негров, и арабов, выйдя на пятое место в мире по числу эмигрантов. Мы уступаем только Мексике (12 миллионов), Индии (12,4 миллиона), России (11,5 миллиона) и Китаю (8,3 миллиона эмигрантов) – согласно данным Мирового Банка.
Как правило, несостоявшиеся эмигранты возвращаются на родину с гордо поднятой головой, а не с поджатым хвостом – ибо стыдно. Они уверяют нас, что были на заработках, проходили «обучение по обмену» или стажировку за границей, занимались там бизнесом, просто гостили у родственников. Очень немногие из них расскажут правду. Почти все они будут рассказывать, что через год-два они отправятся за границу снова, потому что там хорошо, там у них перспективы и налаженные связи. Но пройдет три года, а они так никуда и не уедут – и будут объяснять это тем, что у них тут семья, и вообще они неплохо устроились в Украине. Даже если при этом будут безработными.
Мой знакомый, было, отправился на ПМЖ в Россию. Вместе с женой, чтобы заработать на квартиру, обосноваться там прочно, встать на получение гражданства, а затем забрать туда детей, опекаемых тут бабушками и дедушками. Через пару лет он вернулся обратно, один. Сразу же попросил одолжить ему 50 гривен на такси, «а то доллары поменять негде». Долго рассказывал, как он работал «менеджером», «заведующим отделом» и «маркетологом» в крупной торговой сети. Как круто он жил в Подмосковье, как скоро он вернется туда насовсем – вот только пусть сынишка закончит второй класс.
Шло время, сынишка уже пошел в четвертый, а папка всё сидел дома, пил пиво и строил воздушные замки. А потом его дети действительно уехали в Россию к маме – вот только папка остался в Украине. Оказалось, что мой знакомый работал обыкновенным продавцом-консультантом в отделе бакалеи супермаркета: расставлял по полкам пакеты и коробки. Потом запил и вскоре был уволен, покатился по наклонной, пока не разругался с супругой и не был отправлен обратно на родину. А затем его супруга нашла более достойного кандидата на роль отца детей и забрала их к себе. Кстати, 50 гривен он так и не вернул. Такая вот типичная современная мелодрама…
Четыре поколения
Эмигрантам, которым удалось обосноваться на своей новой родине, приходится оправдываться в другом: почему они бросили старую. Пожалуй, этого постоянного брюзжания не было слышно только от эмигрантов первой волны – тех, кто покинул Галицию и Южную Россию до 1914 года. Они были люди оптимистические и ехали в Новый Свет с улыбкой на устах и желанием получить кусок земли и построить на нем новую, лучшую жизнь. Прежнюю они вспоминать не любили, а потому не поносили ни австрийского кесаря, ни русского царя. Уехали – и ладно! Они даже не испытывали ностальгии.
Сегодня, правда, эмигрантов первой волны пытаются изобразить «страдающими по Украине» - мол, они открывали в Канаде и США греко-католические церкви, школы с преподаванием на родном языке. Да, верно. Но свои церкви возводили все прибывавшие в Америку эмигранты, потому что тамошнее законодательство обеспечивает полную свободу вероисповедания, какую церковь хотите, такую и стройте на здоровье. Что касается школ, то русинский, русский и украинский языки обучения там сохранялись лишь для первого поколения детей, затем они были вытеснены английским до уровня факультативной фольклористики. Уже внуки этих переселенцев с трудом изъяснялись на языке предков.
Галичан (точнее, русинов, гуцулов, лемков и т.д.) среди этой первой войны было больше: они составляли 90% всей «украинской» эмиграции первого этапа. Тут сказывалось и тяжелое экономическое положение региона, выбрасывающего тысячи малоземельных крестьян, и невозможность расселить их в других провинциях Австрийской империи, и меньший страх галичан перед неведомыми странами. Малороссийские же селяне обычно предпочитали переселяться на Восток, благо, свободных земель в России было предостаточно.
Исключение составляли евреи, массово покидавшие Малороссию в страхе перед погромами, в числе которых, например, были родители актера Леонарда Нимого и основатель кинокомпании «Metro-Goldwyn-Mayer» Лазарь Майер. Но это уже другая история...
Самыми шумными и беспокойными были вторая (1916-1925) и третья (1939-50) волны украинской эмиграции. Насквозь политизированные толпы националистов, буржуев и кулаков, полицаев, петлюровцев и бандеровцев. К ним присоединилась масса крестьян, бежавших от ужасов гражданской войны и страха перед красными, а также тысячи «остарбайтеров» - особенно те, кто выехал на работы в Рейх по собственному желанию и боялся мести со стороны советской власти - среди них были родители Катерины Чумаченко.
Эти люди создали украинскую диаспору Запада, придав ей националистический, антисоветский и антироссийский характер. И хотя новая жизнь в ФРГ, Канаде и США была для большинства из них куда лучше прежней, они не переставали регулярно проливать крокодилову слезу по утраченной Неньке и уверять, что покинули её только ввиду смертельной угрозы со стороны большевизма.
Они годами строчили статьи и книги о голодающей, измордованной, загнобленной насмерть Украине. Строили планы её освобождения и своего триумфального возвращения, создавали комитеты и собирали конгрессы, клянчили на это святое дело сотни миллионов долларов. Но когда в 1991 году них появилась, наконец, такая возможность, то из всей многомиллионной братии щирых украинцев диаспоры домой на Неньку вернулись лишь несколько сотен человек. В основном политиков и общественников, которые неплохо устроились тут на средства различных фондов. До сих пор украинская диаспора Запада предпочитает любить Украину на расстоянии – и на расстоянии же давать нам всяческие советы и указания.
Но столь скверный характер имеют не только американские последователи Степана Бандеры. Эмиграция четвертой волны (с начала «perestroika» по сей день) породила новый тип «беглых хохлов», которые нашли новые оправдания своему выбору.
«Колбасники» и «великодержавники»
«Был у родственников на Украине. Везде разруха и нищета. Люди плачут и проклинают незалежность», - пишет на форумах этнический украинец Саша, десять лет назад эмигрировавший из Житомира в Санкт-Петербург. Теперь он категорически заявляет, что всегда был русским, всегда считал украинскую государственность вздорной идеей, и уверен, что «Ненька не протянет до Нового Года».
«Украинское недогосударство идет к своему логическому краху, после чего Россия вернет себе свои земли, а Галичину подарит полякам», - уверен обосновавшийся в Астрахани паренек Никита. И важно добавляет: «…но не давать хохлам российского гражданства, пока их них не выветрится дух самостийности!» - забывая, что сам является 100% хохлом, сбежавшим из Днепропетровска.
«Хохлы, кончайте дурить! Кончайте с незалежностью, возвращайтесь в Россию», - в дружелюбной форме призывает мой земляк, бывший инженер-химик Донбасса, а ныне монтажник пластиковых окон в Воронеже. Он тоже страдает манией «великодержавности», присущей части украинских эмигрантов, уехавших в Российскую Федерацию и зачем-то гадящих оттуда на свою бывшую родину.
Они важно надувают щеки, называют себя русскими или, в крайнем случае, советскими. Уверяют, что они за Великую Россию или, как минимум, за СССР. Они крайне агрессивно или, по меньшей мере, с едким сарказмом воспринимают слова «Украина» и «украинцы», неизменно вставляя, что первая является «временным недоразумением», а вторые - предателями, придуманными немцами. Они заявляют, что в Украине царит жуткая нищета и разруха, что народ стонет под игом кучки «бандеровцев» и мечтает, что его освободила Россия – богатая, сверкающая и правильная во всех отношениях. И какое счастье, что они переехали туда жить – и теперь живут лучше всех на свете.
Зачем всё это? Казалось бы, ну уехал, ну лучше тебе там – ну и живи счастливо! К чему эти регулярные испражнения на свою бывшую страну? Почему эти уехавшие в Россию украинцы пытаются быть её большими ура-патриотами, чем сами русские, и основывать свой «патриотизм» на подчеркнутом публичном унижении своей бывшей родины и соотечественников? Почему украинские эмигранты, вместе с «понаехавшими» с Кавказа и Средней Азии, являются там самыми большими фанатами Путина и «Великой России»?
Трудно сказать, чего тут больше: какой-то реальной обиды, выросшей, как рак четвертой стадии, или просто сомнений в правильности своего поступка? Видимо, вопрос «почему ты переехал в Россию?» они воспринимают очень остро. Как человек, который ничего не украл, но на котором всё равно горит шапка. И тогда они впадают в истерику. Уверяют и окружающих, и самих себя, что они это сделали не просто так, что они вырвались из настоящего ада. Но дабы никто не подумал, что стать гражданами России они решили исключительно ради денег, то они позиционируют себя эдакими русскими мега-патриотами.
И знаете что? В таких вот людях сразу узнаются уехавшие украинцы, «беглые хохлы». Потому что это так по-украински доказывать свою любовь к новой родине путем обгаживания старой! Впрочем, это явление не уникальное. Помните «коренных американцев» во главе с Мясником Каттингом из «Банд Нью-Йорка», которые жутко ненавидели ирландцев, Ирландию, а заодно и всех прочих эмигрантов? В экранизации книги забыли уточнить одну важную деталь: вся банда Каттинга, как и он сам, тоже были ирландскими эмигрантами. Только они приехали в Америку раньше других и возомнили себя «коренными американцами».
К счастью, среди уехавших в Россию украинцев подобных моральных уродов немного. Большинство не имеет относительно своей эмиграции никаких комплексов и добродушно признается: тут больше платят, тут лучше работается, всегда мечтал половить рыбку в Байкале или пожить в Петербурге. Эти доброжелательные люди не имеют никаких проблем, они приобрели уважением в России и не потеряли его в Украине…
Менее политизированными эмигрантами являются «колбасники», как еще с советских времен прозвали уезжавших на Запад. Именно потому, что в качестве мотива многие заявляли, что «в совдепии мы не могли купить колбасу». Многие из них любят вспоминать о том, как в детстве им не хватало апельсинов, как они стояли в очереди за молоком и маслом, как не могли купить кроссовки «Адидас».
Сегодняшние «колбасники» считают такой же «совдепией» Украину. С той разницей, что колбасу и апельсины тут теперь купить можно даже в глухом селе, но вот заработать много денег проблематично. А они бы хотели не только много получать. «Колбасникам» не хватает всей комфортной и полноценной потребительской жизни Запада, которую они видели в телевизоре или во время туристической поездки. Хороших магазинов, уютных ресторанчиков, веселых курортов, просторного жилья и хорошего социального обеспечения.
В принципе, это хорошие, здоровые желания. Однако менталитет «колбасника» таков, что он считает фантастичным, совершенно невозможным создание в Украине подобного уровня жизни. И уж тем более не собирается приложить к этому руку. Хотя часто «колбасник» является обладателем светлой головы или золотых рук, он предпочитает не создавать лучший мир с нуля тут, а поехать на всё готовое, туда, где всё это уже есть. Подавляющее большинство едет на Запад, однако теперь можно прочитать отзывы счастливых эмигрантов, нашедших себе кусочек «цивилизованного мира» в арабских странах, в Юго-Восточной Азии, в Москве.
Одно хорошо: эти эмигранты не оскорбляют Украину и не желают ей скорой кончины, лишь посмеиваются над нашей отсталостью и советуют: дурачье, бросайте всё и приезжайте к нам, поживете, как люди!
Уезжающие вместе с ними «беженцы» заявляют, что бегут на Запад не от бедности и тараканов старой «хрущевки», а от тирании и «совкового менталитета». Таких эмигрантов очень мало, и вы не увидите их в толпе остальных. О, эти люди эстеты, они не замарают свои руки работой на стройке, и даже место счетовода в офисе покажется для них унизительным предложением. В лучшие времена «беженцы» устраивались на радио «Свобода», в комитеты освобождения, консультантами, блистали на пресс-конференциях, на худой конец, писали книги или рисовали.
Сегодня многие из них живут на пособия, в полном забвении, поэтому сами выходят в блоги и твиттеры, чтобы с гневом обрушиться на царящий в их стране «режим» и поиздеваться над живущим там «быдлом». В определенных кругах (особенно среди столичной молодежи) «беженцы» являются авторитетными гуру, изобличающими недостатки Украины и указывающие её темному населению путь к свету западной цивилизации. Поэтому нынче среди части «колбасников» появилась мода косить под «беженцев»: они выдумывают истории о том, что эмигрировали за границу не корысти ради, а спасаясь от агентов режима, что они перешли дорогу коррупции и мафии. К тому же подобные легенды могут еще облегчить получение западного гражданства или хотя бы легализовать их пребывание…
Впрочем, нелицеприятное поведение можно наблюдать не только у выехавших из Украины «хохлов». Вот, к примеру, голливудская актриса Мила Кунис, которую мы все знаем по её ролям в фильмах «В пролете», «Книга Илая», «Третий лишний». Знаем, любим, уважаем. И не подозреваем, в каком дерьме она нас выпачкала.
Дело в том, что, согласно «воспоминаниям» этой актрисы, в 1984 году родившейся в Черновцах и эмигрировавшей с родителями в Америку в 1991-м, их вынудил к этому… оголтелый антисемитизм.
«Когда я ходила в школу, там случались антисемитские выходки... Моя одноклассница однажды пришла домой в слезах - на спинке сиденья ее парты вырезали свастику. Я хорошо поняла, что этой стране я, очевидно, не нужна… У меня были большие глаза, большие губы и большие уши. Поэтому надо мной постоянно издевались. Это было ужасно! Я приходила домой со слезами», - жаловалась она в интервью американской прессе и еще добавляла, что не только парты, но и стены в её школе были исписаны свастикой и «антисемитскими граффити».
То есть это мы с вами, дорогие читатели, более двадцати лет назад, в еще советской школе, размалевывали всё «немецкими крестами» и какими-то «антисемитскими граффити», издевались над еврейками-первоклашками и просто не давали им жить! Интересно, хоть один из вас помнит такую школу?
А ведь с тех пор прошло, напомню, 22 года. Семья Кунис давно получила гражданство, хорошо устроилась, их дочка стала актрисой с мировым именем, но по привычке продолжает строить из себя «беженку», поясняя причины своей эмиграции. Более того, Мила Кунис стала центром международного скандала после того, как на её «мемуары» в весьма грубой форме ответил «тягныбоковец» Мирошниченко. Теперь между собой уже цапаются Центр Визенталя и ВО «Свобода», получившие отличный повод высказать друг другу накопившееся.
И вот спрашивается, кому всё это надо и зачем? Неужели нельзя просто взять и молча уехать. Неужели обязательно нужно громко хлопать дверями, а потом еще годами приходить и бросать в окно камни и грязь? Неужели мы без этого не можем?
Виктор Дяченко, From-UA
admin
Коментарі :
Додати коментар
Вы все правильно написали.Я тоже из " уехавших" 1989 год.Я до сих пор не знаю, почему я уехала.Зачем?
Моя жизнь сразу же и закончилась.Я не приняла этот город сразу же, Нью Йорк вызвал у меня ужас и страж.Я хотеда назад, в свой маленький уютный город, в мвою квартиру. Я ХОТЕЛА В ПРЕЖНЮЮ ЖИЗНЬ.Жизнь, которой уже не было. Я СТАЛА НИКЕМ.Человеком без гражданства Без своего жилья.И запахи здесь другие, чужие, раздражающие,.Я помню, как мне было страшно, долго, многие годы.И одинночестыо.Мои мысли вслух и мои страдания раздражали мужа и друзей.Им быдо хорошо.А мне и дома всего хватало.
А здесь, в Нью Йорке у меня не стало главного: дома.Мамы.Друзей.Запахов из сада, за окном кухни.Я прожила страшную, одиннокую жизеь, я никому не пржелаю такой жизни.Нет, не все так тоскуют по Черновцам.Но вме говорят: вот если бы там было то и это, и другое, может быть мы бы и вернулись.
А я уже пожилой, больной человек и я продолжаю мечтать, что вот емли бы я выиграла в лото, я бы вернула себе украинское гражданство и купила себе квартиру и уехала бы домой...
Он мне снится во снах, этот город, где арошло мое детство, юность, где родились мои голубоглазые, светловолосые сыновья на улице Ленина.Нде мой муж, был уважаемым в городе врачом.А мою маму любили в школе асе" деьи их родители, учителя и директор школы.Иама работала в 21 украинской школе на Русской.Вот и все.Извините, что забрала так много вашего времени.Молчала, молчала и вот прорвало...