Аналітика мовою оригіналу: Почему отечественный туризм уходит в тень?
Известно, что в мировой экономике индустрия туризма является одной из самых прибыльных и динамичных отраслей. А во многих государствах мира туризм приносит наибольшие экономические выгоды национальной экономике, будучи главной составляющей наполнения бюджета. Однако в нашей стране...
Однако в нашей стране туристический бизнес до сих пор остается одной из самых неурегулированных сфер хозяйствования, поэтому утверждать, что в ближайшее время туризм может стать реальным источником поступлений в бюджет - дело неблагодарное.
Такого мнения придерживаются, по крайней мере, сами представители туристического бизнеса. И причина - по их мнению, банальна: несовершенство действующего закона о туризме, где не учтены все реалии туристического бизнеса в Украине, и Налогового кодекса, который в своей новой редакции добавил еще больше неясностей. На данный момент, почти весь отечественный туристический сектор работает в тени из-за нелогичного налогообложения, но эксперты предупреждают, что если проблемы не будут урегулированы в ближайшее время - ему грозит тотальная тенизация. К чему может привести такая ситуация накануне «Евро-2012», когда страна готовится принять рекордное количество туристов, предсказать сложно. Очевидно, что латентные деньги в бюджет вряд ли попадут, но и предотвратить разрушение туристической отрасли тоже не смогут: ведь за скрытой выручкой стоят незащищенные интересы туристов, и поэтому мы снова будем наступать на старые грабли.
9 февраля 2012 Верховная Рада внесла изменения в закон " О туризме ". В целом, они положительно оцениваются теми, кто представляет отечественную туристическую отрасль. Новые изменения существенно расширяют обязанности туристических компаний по информированию туристов о видах, объеме и особенностях туристических услуг. В частности, в значительной степени устраняют существующую неоднозначность в вопросе распределения обязательств и ответственности перед потребителями услуг между туроператорами и турагентами. Но в то же время, существует целый ряд факторов, мешающих успешной работе и развитию этой отрасли.
Так, по мнению руководителя Киевского центра поддержки и развития бизнеса Дмитрия Гарного, неудобную ситуацию с налогообложением туристической деятельности обусловили именно новые изменения в действующем Налоговом кодексе. Речь идет об отсутствии у представителей малого и среднего бизнеса, которые зарабатывают туризмом, возможности применять удобную для них форму оплаты фиксированного налога, как это было раньше. Эксперт отмечает, что при внесении в налоговое законодательство изменений, которые вступили в силу с 1 января этого года, не был учтен небольшой юридический нюанс. А именно, что туристические агенты предоставляют услуги не населению, а, согласно закону о туризме, туристическим операторам. Соответственно, они остались за пределами той группы налогоплательщиков, которые задействованы в сфере обслуживания, и являются плательщиками единого налога.
Именно по причине этого несоответствия, часть физических лиц-предпринимателей ушла в тень, отказавшись от применения упрощенной системы налогообложения. Опасаясь обанкротиться, они вынуждены снова перейти на наличные расчеты с покупателями туристических услуг и туристическими операторами и не проводить их официально. Либо же законопослушные предприниматели перерегистрируются как юридические лица, но у них тоже возникают проблемы, поскольку в этом случае работает совсем другая система начисления налогов, никак не согласующаяся со спецификой туристической деятельности. А она заключается, прежде всего, в сезонности, когда спрос на туристические услуги у населения или резко увеличивается, или уменьшается. К тому же, в этой сфере клиент сначала платит деньги, а услуги получает позже - иногда через очень длительное время, например, в следующем квартале, когда зимний тур бронируется и оплачивается туристом летом или осенью.
С этой особенностью связан еще один нюанс, который тоже создает серьезные проблемы представителям отечественного туризма. Как пояснила налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса Александра Федак, практика работы туроператоров и турагентов с действующим Налоговым кодексом показала, что немалой проблемой теперь стало и начисление НДС. К слову, некоторые предприниматели столкнулись с неоднозначностью трактовки налоговыми органами базы туристической деятельности. Когда фирмы были вынуждены платить налог на добавленную стоимость еще до формирования самого туристского продукта, в результате чего под угрозу попала рентабельность их бизнеса, а во многих случаях возникла и угроза прекращения существования.
"Дело в том, что в действующем кодексе отсутствуют нормы, которые бы регламентировали порядок определения базы налогообложения НДС туроператором, который находится в процессе создания туристического продукта, а именно заключает договоры, бронирует билеты на транспорт и места в гостиницах, трансфер, экскурсионное обслуживание, питание и т.д. Иными словами, фирма авансом получает определенные суммы от заказчика за услуги, еще ему не предоставленные, но в тоже время точно определить весь объем расходов, которые могут быть на конечный момент создания турпродукта, просто невозможно", - отмечает вице-президентом Туристической ассоциации Украины (ТАУ), директор туристического агентства "Олимп тревел" Татьяна Волошина. Этот просчет в налоговом законодательстве, по ее словам, привел фактически к двойному обложению НДС услуг туроператоров.
Исходя из собственной практики, большинство представителей сферы предоставления туристических услуг сегодня сходятся во мнении, что необходимо изменить базу туроператоров НДС при несформированном продукте, и дать возможность подсчитывать его, исходя из плановых (т.е. прогнозируемых) расходов. В противном случае, при каждой проверке такое несоответствие будет создавать налоговикам простор для самодеятельности. А чтобы избежать подобных ситуаций и остаться на рынке - турфирмы будут вынуждены искать иные непрозрачные пути. Пока же они надеются, что подготовленное обращение с предложениями о внесении изменений в Налоговый кодекс будет принято во внимание. И к новому туристическому сезону и приезду футбольных болельщиков на «Евро-2012» эта проблема будет устранена. Другого варианта быть не может - иначе все намерения власти вывести туризм в одну из приоритетных отраслей экономики так и останутся на словах.
Ирина Тимошенко
golosua.com
admin
Коментарі :
Додати коментар