Аналітика від Ірини Бекешкиної: Фальсификации наиболее масштабными могут быть на мажоритарных округа
Очевидно, что 2012 год пройдет в нашей стране под знаком парламентских выборов. Именно это явление, к счастью или, к сожалению, будет моделировать ход политических и околополитических событий.
Каковы на сегодня общественные настроения, касающиеся грядущего осеннего волеизъявления? Последние сводки с социологических «фронтов»: участие в парламентских выборах 2012 года намерены принять 72% наших соотечественников.
36% украинцев «обязательно» пойдут на выборы, еще 36% - «скорее всего» пойдут. Об этом свидетельствуют результаты общенационального опроса, проведенного Фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива в период с 22 ноября по 6 декабря 2011-го.
Если бы выборы проходили в следующее воскресенье, пятипроцентный проходной барьер преодолели бы 5 политических сил (проценты даны по тем, кто собирается принять участие в выборах): «Батькивщина» (18.8%), Партия регионов (17.8%), «Фронт змин» (11.4%), Компартия (8.4%), «УДАР» (5.8%). Не определились с выбором 15,7% украинских избирателей.
Парламентские выборы – 2012, как известно, пройдут по новым законодательным правилам. 50% депутатского корпуса Рады будет избрано по партийным спискам, столько же – по мажоритарным округам. Новая избирательная формула – это, помимо прочего, табу (впервые, кстати, в истории независимости) на участие в выборах блоков партий, а также отсутствие в бюллетенях графы «Не поддерживаю ни одного кандидата/партию».
Как повлияют новые правила на ход и, как следствие - исход выборов нового состава Верховной Рады? Этот, и другие вопросы «Обозреватель» адресовал известному социологу, директору Фонда «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива - Ирине Бекешкиной.
- Ирина Эриковна, вопрос к вам, прежде всего, как к человеку, тонко чувствующему пульс общественных настроений, а также изменения его частоты и ритма. Чем грядущие выборы будут отличаться от всех предыдущих?
- Вы говорите, «от всех предыдущих», однако не стоит забывать о том, что у нас все выборы были разными. Так что, думаю, обобщать не стоит. Последние парламентские выборы 2006, 2007 годов были признаны и Украиной, и мировой общественностью, как такие, которые полностью соответствуют демократическим стандартам. В этом смысле можно предусмотреть, что выборы 2012 года будут от них отличаться - они не будут отвечать демократическим стандартам.
Другой вопрос – насколько не будут отвечать? То есть, будут нарушения, которые существенно не повлияют на результаты выборов, или нарушения и фальсификации будут настолько масштабными, что будут иметь очень серьезные последствия для Украины.
- Какие именно серьезные последствия для Украины вы имеете в виду?
- Серьезные последствия для Украины – это отказ наших европейских партнеров подписывать с нами Соглашение об ассоциации (да и вообще, что-либо подписывать с Украиной). Это – изменение геополитических ориентаций и т.д. и т.п. В этом смысле, выборы станут тестом на демократию. От того, как Украина сдаст этот экзамен, в значительной мере будет зависеть ее будущее.
Поэтому, наиболее серьезная проблема выборов -2012 даже не в том, какими будут результаты, поскольку их уже более-менее можно предвидеть. А в том, удержится ли власть от беспредела, фальсификаций.
Фальсификации наиболее масштабными могут быть на мажоритарных округах. Почему? Потому что там, в первую очередь будет действовать даже не административный ресурс, а деньги. Я имею в виду не только подкуп избирателей, который уже сейчас имеет место быть. Мы знаем о кампании Олеся Довгого. Также мы знаем о Луцком (нардеп от ПР – Авт.), который раздает в Соломенском районе Киева лекарства со своей фотографией. Но это еще так, цветочки…
Вполне вероятным представляется прямой подкуп избирательных комиссий на всех мажоритарных округах. Тем более что на абсолютном большинстве из них не будет экзит-полов. И, конечно же, основные фальсификации будут происходить там.
Однако можно ожидать и фальсификаций по партийным спискам, потому что там, где будут подбрасывать бюллетени за кандидата, ясное дело, будут подбрасывать и за партию. В общем, дебет с кредитом должен сойтись (улыбается – Авт.).
- Вы говорите о том, что грядущие выборы станут тестом на демократию для власти. А что касается общества, это будет тест? Год назад, в интервью, вы сказали интересную фразу: «В украинских условиях, когда выборы проходили чаще, чем это предусмотрено, политики так закормили граждан конфетами, что у них теперь гнилые зубы. Их надо лечить, а лечение всегда болезненно. Вопрос сегодня стоит так: лечить зубы от кариеса или же продолжать кормить людей конфетами. Лечить во время избирательной кампании очень сложно». Помню, я в заголовок вынесла следующие слова: «Об агитационных конфетах и электоральном кариесе». Скоро снова выборы. Что изменилось, и изменилось ли?
- Конфет на этот раз будет больше, поскольку будут мажоритарные округа. То есть, будет элементарный подкуп избирателей. Подкуп не обещаниями, а совершенно конкретными продуктами, которые можно пощупать и скушать. Это явление будет предельно масштабным. Почему? Потому что общество разочаровалось в политиках вообще, поэтому большинство людей хотят хоть что-то, да иметь от политиков. Иметь что-то реальное, то, что опять-таки, можно потрогать и съесть. Поэтому, условно говоря, гречка, будет распространена в больших, нежели на предыдущих выборах, масштабах.
Какой процент избирателей поведется на гречку? Сложно сказать. В этом смысле, выборы – 2012 станут тестом и для гражданского общества. Для тех активных людей, которых не купишь за гречку, и которые будут бороться за то, чтобы Украина сдала этот тест.
В чем проблема Украины? Не только в недостойных политиках. Проблема еще и в том, что гражданское общество в Украине очень активное, однако крайне малочисленное. По нашим последним опросам, только 5% принимали участие в деятельности хоть какой-то гражданской организации. 95% - нет. При этом половина украинского общества считает, что гражданские организации нужны, в том числе и те, которые занимались бы наблюдением на выборах.
Поэтому в значительной степени результат выборов будет зависеть от того, насколько гражданское общество сможет повлиять на сознание избирателей, а также насколько это влияние будет убедительным. У нас ведь народ воспринимает власть по принципу начальства (власть) и подданных (общество). На самом же деле, власть – это те, кого мы выбираем в ходе кастинга, выдвигая к ним, разумеется, определенные требования. Грубо говоря, мы начальство, а они - наши менеджеры.
- К сожалению, количество тех, кто оценивает ситуацию по принципу «начальство – подданные» превышает тех, кто рассматривает представителей власти, как нанятых народом менеджеров. Как сломать укоренившийся стереотип о начальстве и подданных?
- Знаете, это также тест. Причем, не только для власти и гражданского общества, но и для общества в целом.
- В избирательных бюллетенях образца 2012-го не будет графы «Не поддерживаю ни одного кандидата/партию». По сути, украинцев лишают возможности использовать крайнюю меру – предъявить кандидатам красную карточку. Сторонники отмены графы «Против всех» говорят, что это – европейская практика. У противников – аргументов тоже хватает с лихвой. Ваше мнение на сей счет.
- Почему эта графа исчезла, совершенно очевидно. Потому что, эту графу стандартно выбирают бывшие сторонники власти. Кстати, если мы вспомним, во время премьерства Юлии Тимошенко, также старались убрать эту графу. Потому что эту графу выбирали бы бывшие сторонники Тимошенко и БЮТа. Так и сейчас. Эту графу выбирали бы те, кто разочарован Виктором Януковичем и Партией регионов.
Однако упразднение данной графы, привело к следующему. Согласно нашим последним опросам, наибольшее количество тех, кто не желает идти на выборы, сосредоточено в регионах, бывшей наибольшей поддержки ПР (более 30%). Для сравнения: в Западном регионе таких людей только 13%. Я уже не говорю о том, что падение рейтинга Партии регионов произошло, прежде всего, за счет традиционных регионов их поддержки. Если, скажем, в октябре 2010-го в этих регионах за ПР готовы были проголосовать 60%, то сейчас 36%. И наибольший процент тех, кто не определился с выбором – также там. А это означает, что открывается искушение для фальсификаций, поскольку при условии низкой явки, больше возможностей проголосовать за тех, кто не пришел.
- У нас есть определенная, скажем так, группа (довольно-таки многочисленная) избирателей, которые о политике и политиках, о власти и оппозиции охотно судачат на кухнях, в общественном транспорте, а вот на выборы – ни ногой. Что вы думаете об этой категории избирателей?
- Под лежачий камень, как известно, вода не течет. От сидения на диване – ничего не изменится. В человеческом мире, люди меняют все только своими действиями. Другого рецепта нет. И если ничего не делать… От ничего, словом, ничего и не будет.
- Есть ли, на ваш взгляд, шанс, что осенние выборы изменят расстановку сил на властной орбите? Другими словами, можно ли ожидать восстановления маломальского баланса, или шлагбаумов на пути властного катка, по-прежнему, не будет?
- Катка не будет, поскольку, во-первых, 300 голосов (то есть, конституционное большинство) Партия регионов, все-таки не получит. Как свидетельствуют опросы, оппозиция имеет 10% преимущества. Во-вторых, структура парламента будет более сложной.
Иметь дело с мажоритарными кандидатами намного сложнее, чем с членами партий, которые связаны жесткой партийной дисциплиной. Для членов партий своего рода батогом является то, что их за «неправильное» поведение могут не включить в следующий список. А вот мажоритарщики, в первую очередь, зависят от избирателей. Поэтому, за какие-то принципиальные вещи, они (мажоритарщики), возможно, не будут голосовать. Словом, это не взмах руки Чечетова. Тут придется договариваться индивидуально.
Лояльность мажоритарных депутатов к нынешней власти, будет прямо пропорциональной рейтингу президента Виктора Януковича. Причем, чем ближе 2015-й, тем более эта зависимость будет срабатывать. И, кстати, не исключено, что за год до выборов (если у Виктора Януковича дела будут плохи), парламент переструктурируется.
http://obozrevatel.com
admin
Коментарі :
Додати коментар