Аналітика: Лекарственная мафия наживается на украинцах. Правительство или в доле, или бессильно
(мовою оригіналу) Широко разрекламированная властями реформа в фармацевтике закончилась пшиком – как и следовало ожидать. Правительство и президентская администрация не сумели упорядочить ценообразование на лекарства. Поэтому их стоимость остается недоступной для большинства жителей Украины. Впрочем, искренность намерений президента Виктора Януковича и премьера Николая Азарова навести порядок в этой сфере - вызывает обоснованные сомнения.
Благие намерения
Итак, напомним историю вопроса. Еще в 2009 г. за аптекарей и их доходы взялась было тогдашний премьер Юлия Тимошенко. Дело шло к президентским выборам и следовало как-то показать народу заботу о нем.
В присущем ей эмоциональном стиле тогдашняя глава правительства перед телекамерами распекала недобросовестных дельцов, которые взвинчивали цены на лекарства, наживаясь на естественном желании людей быть здоровыми.
По итогам совещания под руководством премьера правительственным структурам был дан целый ряд поручений, которые так и остались не выполненными. Казалось, Ю.Тимошенко уже забыла об этой теме, но через 3 месяца она опять посвятила этой теме заседание Кабмина. И сделала его открытым для журналистов.
Так что присутствующие представители СМИ смогли получить наглядное представление о ситуации. В ходе того открытого совещания премьер выглядела откровенно беспомощно. Она задавала вопросы, но не получала на них ответы по существу от руководителей ведомств: Государственной инспекции по контролю за ценами, Государственной инспекции по контролю за качеством лекарственных препаратов, Государственной налоговой администрации, прокуратуры.
Откровенно удивил и тогдашний министр здравоохранения Василий Князевич: на обращения главы правительства он отвечал в довольно пренебрежительном тоне, местами переходящем в хамство. Коротко его позицию можно было сформулировать так: премьер пытается лезть не в свое дело.
Не проявили особого желания сотрудничать с Кабинетом министров и представители отечественных фармацевтических предприятий. Их выступления сводились к рассказу о бедственном положении отрасли и просьбам предоставить различные льготы – освободить, например, от уплаты НДС на ввозимые из-за границы ингредиенты для производства лекарств.
Тогда же впервые поднимались вопросы введения реимбурсации (частичной компенсации производителям и торговым сетям стоимости лекарств за счет средств госбюджета) и введения референтных цен. Они заключаются в привязке к отпускной стоимости производителя, наценка к которой не может превышать установленных пределов, как правило, 10-15%.
Ну а поскольку большая часть лекарств на украинском рынке представлена зарубежными производителями, стоял вопрос о налаживании обмена соответствующей информацией с таможенными органами стран-отправителей.
Причем аргументы, которые приводил представитель Государственной таможенной службы Украины о невозможности наладить такое взаимодействие в обозримом будущем носили технический характер и выглядели неубедительно.
Создавалось впечатление, что просто по каким-то причинам нет у ГТСУ ни малейшего желания заниматься этим вопросом. В свою очередь, представитель ГНАУ пояснил, что цены на лекарства накручиваются продавцами за счет создания длинной цепочки посредников. По налоговым и бухгалтерским документам препараты по очереди продаются из рук в руки через 5-6 десятков фирм и каждая такая операция приводит к удорожанию. Хотя физически при этом упаковки с лекарствами идут с завода-производителя непосредственно на склад оптового покупателя и оттуда поступают в аптечную сеть.
Т.е. фирмы-посредники специально создаются фарм-трейдерами для получения искусственных "накруток". Неудивительно, что в той же соседней Польше лекарства в аптеках стоят в 3 раза дешевле, чем в Украине - как это выяснил для себя нынешний премьер Н.Азаров во время мартовского визита в Варшаву.
Итак, референтные цены в 2009 г. так и не были введены из-за сложностей, которые испытывает в своей работе ГТСУ, налоговые преференции отечественные фармпроизводители не получили (потому как не смогли гарантировать, что смогут после этого на равных конкурировать с зарубежными фармкомпаниями).
Да и вообще ни одна аптека так и не была закрыта из-за завышенных цен, как угрожала Ю.Тимошенко. Но то был безумный "оранжевый" период, когда, по словам нынешнего президента В.Януковича, политики боролись друг с другом за власть и думать о служении народу им было решительно некогда…
Старая песня на тот же лад
Но вот, в марте 2010 г. воцарилась долгожданная стабильность… И что же? О том, что в стране подавляющее большинство населения уже просто не может позволить себе покупку лекарств, В.Янукович впервые заговорил всего через 2 года после того, как занял высшую государственную должность, в начале марта 2012 г.
Это произошло на открытом заседании правительства, когда президент анонсировал свои т.н. "социальные инициативы", которые эксперты расценили как начало агитационной кампании перед осенними выборами в парламент.
В.Янукович, в частности, поручил поэтапно ввести референтные цены на лекарства как европейский метод государственного регулирования цен на фармрынке. При этом глава государства особо подчеркнул, чтосчитает недопустимой ситуацию, когда импортные лекарства в Украине многократно дороже, чем в соседних странах.
После этого премьер Н.Азаров в середине апреля сообщил, что государство возьмет под контроль цены в аптеках и за счет референтного механизма и реимбурсации лекарства совсем скоро подешевеют в диапазоне от 20% до 2 раз.
Он пообещал, что референтные цены появятся в Украине уже с 1 июня. При этом, чтобы не утруждать ГТСУ получением копий экспортных таможенных деклараций отправителей лекарств, адресованных украинским поставщикам, решено было идти более простым путем – проводить мониторинг цен на фармпрепараты в соседних Болгарии, Словакии, Польше и Чехии.
Механизм предусматривал, что оптовая наценка при этом не должна превышать 10%, розничная – 25%. И, по словам министра здравоохранения Раисы Богатыревой, так и произошло. Правда, нововведения коснулись не всего фармацевтического ассортимента, а лишь лекарств от гипертонии. Да и то в виде пилотного проекта. Т.е. не по всей Украине, а лишь в отдельно взятом регионе.
Каком именно – Р.Богатырева не уточнила. Возможно, в Виннице, потому что как раз там и проводилось выездное заседание коллегии Минздрава. Таким образом, в масштабах страны по большому счету ничего не изменилось. Н.Азаров по этому поводу обмолвился на очередном заседании Кабмина, что фармацевтические компании не хотят, дескать, терять сверхприбыль.
Несмотря на это, он не стал грозить фармацевтам закрытием аптек – наоборот, 6 июня заключил с ними меморандум о взаимопонимании. Подобный документ в свое время подписывала с крупными участниками фармрынка и Ю.Тимошенко. Как уже отмечалось, эффект от него получился нулевым, но нынешний глава правительства не придумал ничего нового.
А уже 20 июня он вынужден был констатировать, что на районном уровне и ниже никто и не слышал по поводу референтных цен и прочих новаций. Соответственно, никакого снижения стоимости лекарств не произошло.
Кнут и пряник для рынка
Н.Азаров напомнил фармацевтам, что они в соответствии с меморандумом добровольно согласились на 20% удешевить лекарства. Разумеется, никакой реакции от участников рынка на это заявление не последовало.
Хотя стоит отметить, что если фармпрепараты в Украине стоят в 3 раза дороже, чем в Польше и других соседних странах, снижение планки на 20% не решает вопрос по существу. Допустим, если бы у отечественных фарматрейдеров вдруг внезапно проснулась сознательность на предмет выполнения меморандума, лекарства стоили бы тогда в 2,8 раза дороже, чем в Польше.
При этом уровень зарплаты у западных соседей – предмет законной зависти большинства украинских граждан. Впрочем, действующая власть не привыкла ограничиваться одними увещеваниями.
Так, с заявлением, что высокие цены на лекарства угрожают национальной безопасности, в мае выступил секретарь Совета нацбезопасности и обороны Андрей Клюев. Почти одновременно появилась информация о масштабных проверках фармацевтических компаний контролирующими органами.
По утверждению источника в СНБО, инициатором проверок выступил как раз А.Клюев. Впрочем, и это не помогло откорректировать цены в аптеках в сторону понижения. Да и ставилась ли такая цель на самом деле – неизвестно.
Не исключено, что таким образом в верхних эшелонах власти кто-то попытался под шумок перераспределить сферы влияния на данном рынке. И не более того. Нет оснований ожидать, что позитивные изменения произойдут с 1 сентября.
С этой даты, по словам премьера, должен заработать механизм реимбурсации. Частично возмещать затраты при этом будут при предъявлении рецепта и копии аптечного счета. Но, во-первых, как предупредил Н.Азаров, компенсировать стоимость лекарств от гипертонии будут не всем, а только определенной группе населения.
Он не уточнил, какой именно, но вполне очевидно, что это будут либо участники освобождения Руси от монголо-татарского ига, либо Москвы от Наполеона. Едва ли категория льготников окажется более массовой.
Справедливости ради надо обратить внимание на 2 фактора. Во-первых, условия меморандума не выполнили не только фармацевты. К примеру, со своей стороны правительство обязалось разработать четкие критерии отбора препаратов для закупки за бюджетные средства.
Итак, где эти критерии? Следует ли считать, что закупка Минздравом фармпрепаратов на 11 млн грн. у фирмы, которую связывают с одним из сыновей Р.Богатыревой – это как раз и есть квалифицирующий признак отбора?
Или как выполнить обещание Кабинета министров содействовать переориентации госзакупок на отечественные препараты, изготовленные в условиях полного цикла – если 99% лекарственного ассортимента делается на украинских фармзаводах из (с применением) импортных ингредиентов?
Во-вторых, в Украине не только лекарства стоят дороже, чем в Европе, но и многие потребительские товары и продукты питания. Тогда логично будет предположить, что дело здесь не только и не столько в жадности фармацевтов. Скорее, говорить надо о непомерных аппетитах чиновников, постоянно повышающих планку "откатов".
Пресловутый "налог на коррупцию" и является истинной причиной того, почему в Украине практически все уже стоит намного дороже, чем в Евросоюзе. Это очень просто: сумма поборов с бизнеса закладывается последним в конечную стоимость продукции/услуг и таким образом перекладывается на потребителя.
Т.е. на граждан, которые в данном случае приходят в аптеку за жизненно необходимыми лекарствами. Не потому ли борьба властей за снижение цен в аптеках остается безуспешной вот уже третий год?
Зато под флагом этой борьбы Кабинет министров Н.Азарова уже успел протолкнуть целый ряд сомнительных и неоднозначных решений. Например, с подачи правительства Верховная Рада приняла ряд изменений в законодательство, запрещающих ввоз гражданами в Украину лекарственных препаратов.
Получается, что если человек раньше мог съездить за границу и привезти оттуда нужные лекарства по приемлемым ценам для собственного лечения (а если курс длительный и препараты дорогие, то расходы на поездку многократно окупались) – теперь такой возможности нет. Покупай втридорога у местных барыг.
Если это и есть забота властей о здоровье населения – то выглядит она, надо признать, очень и очень странно. Если не сказать больше. То же самое относится и к остальным правительственным инициативам, внесенным в июне на рассмотрение Верховной Рады.
К примеру, законопроект №10561ужесточает уголовную ответственность за распространение, изготовление и сбыт поддельных лекарств с 3-8 лет лишения свободы до 8-10 лет, а в больших объемах до 12-15 лет. Сразу же возникает вопрос – а что, разве кого-то осудили по соответствующей статье Уголовного кодекса хотя бы к 3-5 годам? Да в том-то и дело, что нет.
Никто до сих пор вообще не понес наказания, хотя фальсификат на украинском рынке лекарств присутствует в угрожающих количествах. Так какой смысл ужесточать ответственность, если все равно к ней никто не привлекается даже на 3-5 лет?
Следующий законопроект №10562предусматривает лицензирование импорта лекарств. Как уже отмечалось, у государства имеется множество рычагов, как административных, так и рыночных, для влияния на ценовую политику импортеров. Зачем понадобился еще один, дополнительный?
Ответ прост – он позволяет власть предержащим, либо провести передел фармабизнеса, выдавив из него конкурентов, которые не смогут получить лицензию в отличие от "своих" фирм, либо это просто возможность дополнительно заработать на выдаче лицензий.
Схема известна: можем дать, а можем и нет, в зависимости от того, как вы нас простимулируете. Лекарства для граждан в этом случае опять подорожают, потому как расходы на приобретение лицензий фарматрейдеры забьют в стоимость лекарств.
Что же касается законопроектов №10560и №10563, то они носят откровенно лоббистский характер. Первым предлагается запретить фармацевтам и врачам получать вознаграждение в любой форме от представителей фармкомпаний.
То есть прекращается реализация лекарств методами сетевого маркетинга, к которым в основном прибегают относительно небольшие и небрендовые производители, желающие добиться увеличения продаж. Безусловно, их интересы от принятия законопроекта №10560 ощутимо пострадают, а вот населению от этого ни холодно, ни жарко.
Тоже самое можно сказать и о законопроекте №10563, предлагающем полностью запретить рекламу лекарств в СМИ, за исключением специализированных медицинских изданий. Это опять же приведет к изменениям в стратегии продвижения и сбыта медпрепаратов производителями, но никак не решит вопрос приведения их стоимости в экономически обоснованные рамки.
Виталий Крымов, специально для "ОстроВ"
admin
Коментарі :
Додати коментар